Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2010

Ольга Леонтьева

Как сделать так, чтобы дети захотели читать? Стремление к интеллектуальному росту не возникнет по приказу или ради отметки. Оно должно в человеке появиться, вырасти, окрепнуть, утвердиться. Совсем не факт, что человек, знающий буквы и умеющий из них складывать слова, станет человеком читающим. Читать надо любить, но можно ли научить кого-то любить?

ЯБЛОЧКО ОТ ЯБЛОНИ...

Ольга
Милославовна
Леонтьева

канд. пед. наук,
главный редактор газет
«Спорт в школе» и
«Классное руководство
и воспитание школьников»

Однажды ко мне пришла взволнованная родительница одной из учениц: «Ира совсем не хочет читать! Главное, что её совсем нельзя заставить взять в руки книгу! Каждый день, точнее – вечер (когда я прихожу с работы), мы ругаемся. Я объясняю, что она должна читать, а Ира обижается, спорит, говорит, что ей хочется телевизор смотреть. Что делать?»

Я спросила, любит ли читать сама мама. «Я?! Люблю, конечно, но мне же некогда?! – возмутилась она. – Во-первых, мне нужно квартиру в порядок привести, потом – ужин приготовить, посуду помыть, бельё постирать. Хорошо, если могу посмотреть по телику любимый сериал… Наш папа не потерпит, если я буду валяться и книжки читать!» Тогда я поинтересовалась, увлекается ли чтением глава семейства. «Что вы! Он так на работе устаёт, просто с ног валится, ему совсем не до книжек…»

Интересно, почему взрослая женщина была абсолютно уверена, что её дочка начнёт с упоением читать книги, если дома никто никогда этого не делает? Людей не удивляет, когда у неряшливой мамы дети не умеют заботливо ухаживать за своими вещами и регулярно убираться. Однако многие, в том числе и нечитающие родители, осуждают только детей за нежелание обращаться к книгам, хотя взрослые вокруг них всё свободное время проводят перед телевизором.

Я посоветовала маме записаться в библиотеку или купить хорошую книгу и для начала читать её самой дома, а самые интересные моменты прочитывать дочке вслух, делясь своими размышлениями, на которые вывела книга. На выпускном вечере эта родительница подошла ко мне: «Спасибо, вы так мне тогда помогли!» Ира успешно закончила институт: читать она научилась и делает это с удовольствием.

СПОРТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Не все дети могут приобщиться к чтению благодаря своим родителям. К сожалению, большинство россиян не очень увлекаются художественной и научно-популярной литературой, поэтому для многих детей единственный шанс почувствовать, принять и понять книгу как удовольствие появляется лишь при общении со своими учителями.

Вводить детей в мир чтения могут и должны учителя не только русского языка и литературы, но и всех остальных предметов. Как? Очень просто: демонстрируя ученикам, что читающему человеку жить гораздо интереснее, чем нечитающему.

Для того чтобы читать полюбили не только те, кто увлекается наукой, но и самые подвижные дети, которым обычно трудно усидеть на месте, мы в газете «Спорт в школе» в течение последних пяти лет выпускаем вкладку «Удивительный мир спорта», где рассказываем о последних спортивных событиях, об удивительных победах и бесславных поражениях, о новых видах спорта и о тайнах возникновения видов, давно знакомых каждому человеку. Вкладку можно использовать для быстрого оформления стенда около спортивного зала – ведь именно туда прибегают те, кто не любят сидеть за партами.

За последний год во вкладке были опубликованы 23 рассказа о российских спортсменах, ставших олимпийскими чемпионами на Олимпиаде в Пекине; рассказы сопровождаются цветными постерами, используя которые учителя физической культуры делают красочную «Галерею спортивной славы». В следующем году мы расскажем о победителях очередной зимней Олимпиады.

КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Фото В.Неуструева

Человек, взявшийся за сложнейшее дело воспитания подрастающего поколения, никогда не забывает: дети – всего лишь зеркало, показывающее достоинства и недостатки взрослых, которые детей окружают. В первую очередь это зеркало отражает родителей и… классного руководителя.

Классный руководитель не дружит с коллегами? – Сомнительно, что его класс полюбит своих учителей.

Классный руководитель считает, что «сила есть – ума не надо»? – Его класс будет всегда иметь проблемы на уроке физкультуры.

Классный руководитель интересуется только преподаваемым им учебным предметом? – В этом классе вряд ли вырастут разносторонне образованные люди.

Классы так похожи на своих классных руководителей, что в школе со временем их начинают называть по имени классного руководителя, словно это – он сам, только в увеличенном количестве.

Классный руководитель вольно или невольно делится с ребятами собственными взглядами на жизнь, на историю, спорт, культуру – на всё на свете. Если классный руководитель любит читать, он обязательно поделится этим качеством и со своими учениками.

Из разговора бывшей классной руководительницы со своими выпускниками (выпуску – 20 лет).

– Помните, Вы нам про Экзюпери рассказывали, а потом «Маленького принца» читали? Я эту книжку тоже своим детям прочёл. Это – Главная книга, согласны?

– А какую сказку я вам читала в пятом классе, когда вы ко мне пришли первый раз?

Хором:

– Про глупого тигра! Как он не мог понять, почему старый тигр-отец сказал, что человек, у которого нет ни когтей, ни клыков, – самое сильное существо на свете.

И снова выпускники, только уже по очереди, каждый стремясь завладеть вниманием любимого учителя:

– Я ещё запомнил, как Вы нам книжку читали Тура Хейердала «Путешествие на Кон-Тики». Я тогда тоже захотел стать мореплавателем… Потому на флот и пошёл служить!

– А знаете, я же недавно в Японию ездил в командировку. И вспомнил, как Вы нам читали «Ветку сакуры»…

К сожалению, сегодня трудно найти хорошую научно-популярную литературу. Раньше почти каждый школьный учитель выписывал несколько журналов, в их числе «Наука и жизнь», «Знание – сила». Сегодня еле-еле хватает денег на методические издания, на другие – точно не хватает. Именно поэтому мы решили в газете «Классное руководство и воспитание школьников» ввести отдельную рубрику «Класс-info», в которой публикуем интересные статьи из разных областей человеческого знания: истории, географии, словесности… Критерии для отбора статей здесь простые: их интересно читать, их можно пересказать детям, их можно обсуждать.

Два номера каждого года мы посвящаем только таким статьям. Один из них выходит летом, во время каникул (№ 15); в нём – максимальное разнообразие тем и их анализ профессионалами. Во втором, информационном номере, который выходит в начале каждого года (№ 1), мы рассказываем о судьбах людей, чьи юбилейные даты будет отмечать наша страна или весь мир в наступившем году.