Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2010

Анна Цветкова

СЕКЦИЯ 12: Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества

 

Анна Львовна
Цветкова
зам. директора
ОРЦИТ ОМЦ СЗОУО
по учебно-методической
работе, Москва

СЕГОДНЯ уже не обсуждается вопрос о необходимости информатизации системы образования. Основная цель её информатизации – это «приведение этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества»1.

Речь идёт об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой, одним из слагаемых общей культуры, об изменении личностных качеств выпускника образовательного учреждения и приобретении им профессиональной компетентности, в том числе и в области ИКТ.

Информатизация образования делает особенно важными задачи методического сопровождения образовательного процесса. Оно всегда осуществлялось как методическими службами внутри самого образовательного учреждения, так и методическими центрами (окружными и городскими). Методическое сопровождение в области информатизации включает, прежде всего:

• оперативное консультирование работников образовательного учреждения при возникновении трудностей;

• помощь педагогу в формировании индивидуальных предложений по информатизации курсов, модулей, проектов, которые он ведёт или планирует вести в своём образовательном учреждении;

• помощь руководителям образовательных учреждений, координаторам ИКТ в разработке программы информатизации образовательного учреждения.

Информатизация образования является абсолютно необходимым, реальным и уже идущим процессом во всех сферах деятельности методических центров.

Как подчеркивается в Концепции информатизации системы образования Департамента образования города Москвы, принятой в 2008 году, в процессе информатизации методических служб должны «…использоваться и расширяться следующие формы:

• интернет-страница, на которой размещаются методические материалы;

• постоянно действующий методический форум по данной проблеме в Интернете;

• методическая конференция, предусматривающая размещение докладов и дискуссию (чат) в заданное время;

• методические интернет-консультации в заданное время»2.

Все перечисленные формы методической поддержки можно реализовать, создав информационное образовательное пространство учебного округа. Оно будет включать в себя школьные информационные пространства и само, в свою очередь, являться частью городского, российского и мирового образовательных пространств.

Для создания такого пространства необходима информационная среда, т.е. «…совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах»3.

Информационная среда, поддерживающая образовательное информационное пространство, должна предоставлять возможность получения актуальной информации всем участникам образовательного процесса, а умение получать информацию будет приобретаться в процессе обучения.

Основой информационной среды образовательного пространства является электронная библиотека как совокупность локальных или распределённых электронных ресурсов. Цель создания такой электронной библиотеки – это, прежде всего, создание информационной среды, поддерживающей образовательный процесс и его методическое сопровождение.

Когда речь идёт об электронной библиотеке образовательного учреждения (а методический центр является учреждением дополнительного профессионального образования), на первое место выдвигается обучающая составляющая, а фонды документов становятся фондами учебных, методических и т.п. материалов.

Сайт Окружного ресурсного центра Северо-Западного округа Москвы

 

Надо сказать, что обучающий блок электронной библиотеки методического центра не является системой электронного обучения (e-learning) как таковой, хотя имеется и много общего, в частности использование форм электронного интерактивного обучения. Принципиальное различие, по мнению автора, заключается, прежде всего, в цели создания: система e-learning организуется для полноценной поддержки учебного процесса (со своими, строго определёнными временными рамками), а обучающий блок ЭБ методического центра – для создания информационной среды, поддерживающей информационное образовательное пространство. Отсюда вытекают и следующие отличия:

Е-learning Обучающий блок
Создание преподавателем непрерывного учебного курса для освоения его (по конкретной учебной дисциплине) Эпизодичность в создании учебного курса, т.е. могут быть разобраны отдельные темы (например, наиболее трудные для освоения)
Студенты обязаны освоить весь учебный курс и получить зачёт по окончании Выполнение курса носит необязательный характер, т.е. выполнение заданий по интересам
Жёсткая контролируемость входа на учебный курс Может быть предусмотрен «гостевой» вход
Учебный курс предназначен для студентов Курс может быть предназначен для коллег в рамках повышения ИКТ-компетентности

Технологически информационная среда может базироваться на различных платформах. В нашем методическом центре для реализации поставленных целей была выбрана оболочка дистанционного обучения MOODLE. Надо отметить, что данная технология позволяет:

• обеспечить достаточную интерактивность электронных образовательных ресурсов;

• осуществлять обратную связь;

• «закрыть» от пользователей на определённый период времени информационный ресурс, не удаляя его при этом из самой системы;

• создать необходимый контроль со стороны методиста («библиотекаря» данной электронной библиотеки) за посещением того или иного ресурса.

Условиями же для эффективной реализации методической поддержки информатизации образования являются, прежде всего, профессиональная ИКТ-компетентность методистов и наличие технических и программно-методических материалов для учебного процесса в системе методической поддержки.


1 Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, 1998 г.

2 Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы, 2008 г.

3 А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. Электронные библиотеки. – М., 2003. – С. 38.