Анна Цветкова
СЕКЦИЯ 12: Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества |
|
СЕГОДНЯ уже не обсуждается вопрос о необходимости информатизации системы образования. Основная цель её информатизации – это «приведение этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества»1.
Речь идёт об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой, одним из слагаемых общей культуры, об изменении личностных качеств выпускника образовательного учреждения и приобретении им профессиональной компетентности, в том числе и в области ИКТ.
Информатизация образования делает особенно важными задачи методического сопровождения образовательного процесса. Оно всегда осуществлялось как методическими службами внутри самого образовательного учреждения, так и методическими центрами (окружными и городскими). Методическое сопровождение в области информатизации включает, прежде всего:
• оперативное консультирование работников образовательного учреждения при возникновении трудностей;
• помощь педагогу в формировании индивидуальных предложений по информатизации курсов, модулей, проектов, которые он ведёт или планирует вести в своём образовательном учреждении;
• помощь руководителям образовательных учреждений, координаторам ИКТ в разработке программы информатизации образовательного учреждения.
Информатизация образования является абсолютно необходимым, реальным и уже идущим процессом во всех сферах деятельности методических центров.
Как подчеркивается в Концепции информатизации системы образования Департамента образования города Москвы, принятой в 2008 году, в процессе информатизации методических служб должны «…использоваться и расширяться следующие формы:
• интернет-страница, на которой размещаются методические материалы;
• постоянно действующий методический форум по данной проблеме в Интернете;
• методическая конференция, предусматривающая размещение докладов и дискуссию (чат) в заданное время;
• методические интернет-консультации в заданное время»2.
Все перечисленные формы методической поддержки можно реализовать, создав информационное образовательное пространство учебного округа. Оно будет включать в себя школьные информационные пространства и само, в свою очередь, являться частью городского, российского и мирового образовательных пространств.
Для создания такого пространства необходима информационная среда, т.е. «…совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах»3.
Информационная среда, поддерживающая образовательное информационное пространство, должна предоставлять возможность получения актуальной информации всем участникам образовательного процесса, а умение получать информацию будет приобретаться в процессе обучения.
Основой информационной среды образовательного пространства является электронная библиотека как совокупность локальных или распределённых электронных ресурсов. Цель создания такой электронной библиотеки – это, прежде всего, создание информационной среды, поддерживающей образовательный процесс и его методическое сопровождение.
Когда речь идёт об электронной библиотеке образовательного учреждения (а методический центр является учреждением дополнительного профессионального образования), на первое место выдвигается обучающая составляющая, а фонды документов становятся фондами учебных, методических и т.п. материалов.
Сайт Окружного ресурсного центра Северо-Западного округа Москвы
Надо сказать, что обучающий блок электронной библиотеки методического центра не является системой электронного обучения (e-learning) как таковой, хотя имеется и много общего, в частности использование форм электронного интерактивного обучения. Принципиальное различие, по мнению автора, заключается, прежде всего, в цели создания: система e-learning организуется для полноценной поддержки учебного процесса (со своими, строго определёнными временными рамками), а обучающий блок ЭБ методического центра – для создания информационной среды, поддерживающей информационное образовательное пространство. Отсюда вытекают и следующие отличия:
Е-learning | Обучающий блок |
Создание преподавателем непрерывного учебного курса для освоения его (по конкретной учебной дисциплине) | Эпизодичность в создании учебного курса, т.е. могут быть разобраны отдельные темы (например, наиболее трудные для освоения) |
Студенты обязаны освоить весь учебный курс и получить зачёт по окончании | Выполнение курса носит необязательный характер, т.е. выполнение заданий по интересам |
Жёсткая контролируемость входа на учебный курс | Может быть предусмотрен «гостевой» вход |
Учебный курс предназначен для студентов | Курс может быть предназначен для коллег в рамках повышения ИКТ-компетентности |
Технологически информационная среда может базироваться на различных платформах. В нашем методическом центре для реализации поставленных целей была выбрана оболочка дистанционного обучения MOODLE. Надо отметить, что данная технология позволяет:
• обеспечить достаточную интерактивность электронных образовательных ресурсов;
• осуществлять обратную связь;
• «закрыть» от пользователей на определённый период времени информационный ресурс, не удаляя его при этом из самой системы;
• создать необходимый контроль со стороны методиста («библиотекаря» данной электронной библиотеки) за посещением того или иного ресурса.
Условиями же для эффективной реализации методической поддержки информатизации образования являются, прежде всего, профессиональная ИКТ-компетентность методистов и наличие технических и программно-методических материалов для учебного процесса в системе методической поддержки.
1 Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, 1998 г.
2 Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы, 2008 г.
3 А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. Электронные библиотеки. – М., 2003. – С. 38.