Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2010

Игорь Торлин

Игорь Гершевич
Торлин
зам. директора
Национальной библиотеки Украины для детей,
Украина, Киев

ФОРМАЛЬНЫМ поводом для написания этих заметок стал 10-летний юбилей сайта нашей библиотеки. Срок, казалось бы, небольшой, но он охватил практически весь период работы детских библиотек Украины в глобальных сетях.

Изначально создание библиотечных сайтов было делом рук библиотекарей-энтузиастов, по ходу дела осваивавших основы HTML. Сейчас уже мало кто помнит браузер Netscape, а между тем первые страницы зачастую создавались с помощью встроенного в него редактора.

Со временем появились более совершенные и удобные редакторы, системы управления контентом, да и создание сайта всё чаще поручалось профессионалам-дизайнерам. Работа во внешних сетях как составная часть деятельности любой библиотеки стала вначале вопросом престижа, а затем уже и привычки. Большинство сайтов теперь выглядят внешне привлекательно, порой напоминая глянцевые обложки модных журналов. Вопрос: что за обложкой?..

На мой взгляд, основная беда современных библиотечных сайтов состоит в том, что мы (в большинстве своём!) упускаем из виду два основополагающих взаимосвязанных критерия. Это – цель и адресат.

Зачем библиотеке сайт? Если провести подобный опрос среди библиотекарей, то, я уверен, многие затруднятся дать ответ. Сайты, как уже отмечалось выше, зачастую создавались для престижа, для отчётности перед вышестоящими организациями. Это как в старом фильме: «Все побежали, и я побежал». Информация о библиотеке, заложенная при создании сайта, остаётся статичной, дополняясь «победными реляциями» о проделанной работе: состоялись такие-то и такие-то мероприятия, присутствовали такие-то и такие-то лица.

Кому адресована подобная информация? Реальным читателям библиотеки она не нужна (их больше интересует, что состоится в ближайшее время в библиотеке); удалённые пользователи также не получают значимой информации (к примеру, видеофрагментов мероприятий, или стенограмм выступлений); вышестоящим организациям достаточно библиотечной отчётности (которая всё равно доставляется в положенное время).

На мой взгляд, реальная ценность сайта определяется количеством (и качеством!) удалённых сервисов, предоставляемых библиотекой целевой аудитории.

С целевой аудиторией детских библиотек всё ясно: это дети, подростки, родители; в меньшей степени – педагоги и библиотекари. А вот что подразумевается под удалёнными (виртуальными) сервисами?

В условиях глобальной информатизации и падения интереса к чтению библиотеки разных стран лихорадочно пытаются найти свою нишу, для привлечения читателя внедряют в практику работы новейшие технологические разработки, разрушая традиционные представления о библиотеке как таковой. Судите сами (информация заимствована из различных библиотечных блогов):

1. «Публичная библиотека в г. Шарлотт, штат Северная Каролина, открыла для подростков особое пространство – Лофт, где ребята могут записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать самих себя и создавать свои страницы в Facebook, играть в видеоигры. И, конечно, читать книги и журналы».

2. «Библиотека округа Контра Коста в Калифорнии установила на железнодорожных станциях автоматические машины, благодаря которым местные жители могут взять или сдать книги по читательским билетам, не заходя в библиотеку».

3. «Пользователи библиотечной системы в штате Миннесота могут оставлять комментарии в онлайновом каталоге, рекомендуя или, напротив, осуждая ту или иную книгу, что может быть интересно другим читателям».

4. «Около половины публичных библиотек округа Лос-Анджелес регулярно приглашают подростков на вечера видеоигр. Библиотекари надеются, что, привыкнув посещать библиотеку для того, чтобы поиграть в видеоигры, ребята будут приходить и для того, чтобы читать книги».

5. «В Англии с апреля 2007 по март 2010 года проходит акция по открытию в ряде публичных библиотек книжных баров, где молодые посетители смогут с помощью книжного меню заказать интересующие их материалы, а также выпить чашечку кофе или чая, опустив несколько шиллингов в автомат с безалкогольными напитками… Книжные бары, помимо автоматов с напитками, будут оснащены плазменными телевизионными экранами, а посетителей будут обслуживать специально обученные библиотечные волонтёры, которые выступают в роли официантов».

Сайт виртуальной справочной службы Украины

 

6. «Кливлендская публичная библиотека стала первой, предложившей скачивать e-книги в формате производственного стандарта EPUB. Теперь читатели библиотеки и подписчики CLEVNET могут скачивать и оформлять во временное пользование e-книги, используя библиотечный сайт… Необходимо отметить, что e-книги предоставляются во временное пользование читателям библиотеки по той же схеме, что и печатные издания: поиск в электронном каталоге, регистрация выбранного файла, скачивание на домашний компьютер. Когда срок аренды заканчивается, файл автоматически перестает открываться, и Adobe Digital Editions быстро напоминает пользователю, что он должен быть удалён с компьютера».

В последние годы всё чаще и чаще в профессиональной прессе мелькают термины Библиотека 2.0, Библиотека 3.0. Я не сторонник такой терминологии, считаю её в достаточной степени надуманной, но параметры, согласно которым предлагается относить библиотеки к этим терминам, во многом являются здравыми. Среди них – повсеместно доступные услуги (в противовес услугам, доступным лишь в стенах библиотеки); виртуальное справочное обслуживание (в противовес справочному обслуживанию лично или по телефону); участие в корпоративных проектах; выход в социальные сети. Есть параметры достаточно спорные применительно к детским библиотекам: так, электронный каталог с возможностью добавления комментариев читателями, на мой взгляд, для нас не является приемлемым – в этом случае мы отказываемся от своей навигационной роли, отдавая её на откуп самим читателям.

Что, в свете вышеизложенного, могут предложить наши детские библиотеки удалённому пользователю? Проанализировав два десятка сайтов детских библиотек Украины и почти вдвое больше – России, предлагаю вашему вниманию свои (естественно, субъективные!) заметки. Не останавливаясь на недостатках, я постарался отметить положительные примеры деятельности детских библиотек в глобальной сети.

Украина

1. Корпоративный проект «Виртуальная библиографическая справка», объединивший библиографов 12 библиотек страны. Функционирует с марта 2005 г. В проекте принимают участие шесть библиотек для детей. Инициатор и администратор проекта – Национальная библиотека Украины для детей. База данных выполненных справок насчитывает более 15 500 запросов.

2. Николаевская центральная библиотека для детей им. Ш.Кобера и В.Хоменко – участник корпоративного проекта по созданию сводного каталога библиотек Николаева, участник корпоративного проекта «Виртуальная библиографическая справка». Ведёт базу данных «Учебные заведения города Николаева», очень востребованный ресурс «Ты не один в мире» (скорая информационная помощь для семей, имеющих детей с ограничениями жизнедеятельности). Постоянно удивляет созданием новых видов электронных библиографических пособий.

3. Львовская областная детская библиотека. Участник проекта «Виртуальная библиографическая справка» внедрил новый отличный проект «Читальня слоника Звоночка». Здесь представлены тексты книг для детей (уже больше 300!) на украинском языке как в режиме он-лайн, так и для скачивания. Некоторые – бесплатно, некоторые – за плату. Также представлены «онлайновые» мультфильмы, аудиокниги, «онлайновые» игры, конкурсы, клуб друзей и многое другое, материалы для родителей по воспитанию детей (к сожалению, не везде с указанием авторов).

Сайт Львовской областной детской библиотеки

 

4. Центральная библиотечная система для детей г. Севастополя. Участник проекта «Виртуальная библиографическая справка» принимает также участие в международном проекте «Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек» и отвечает на вопросы пользователей в собственной виртуальной службе «Вопрос библиотекарю». Имеется и небольшая библиотечка книг, доступных для скачивания.

5. Херсонская областная библиотека для детей. Один из самых интересных сайтов. Участник проекта «Виртуальная библиографическая справка» поддерживает веб-каталог, ведёт блог для библиотекарей, информационный портал «Права детей» с виртуальной тематической справкой; открыл виртуальный сервис «Продление пользования книгой». Первая детская библиотека, которая начала представлять на сайте аудиовизуальную информацию (песни, видеофрагменты).

6. Национальная библиотека Украины для детей. Помимо поддержки и администрирования проекта «Виртуальная библиографическая справка», можно отметить веб-каталог с новым сервисом – предварительным заказом книг по электронной почте, виртуальный музей детской книги (представлено 30 иллюстрированных изданий для детей первой трети XX в.), базу данных учебных заведений г. Киева, сказочно-познавательное путешествие по сюжету народной сказки «Рукавичка». Наиболее посещаемый сайт среди сайтов публичных библиотек Украины (по итогам 2008 г. ежедневно его посещали в среднем 2043 «уникальных» пользователя, которые просматривали 5578 страниц).

Россия

1. Российская государственная детская библиотека. Кроме основного сайта, ещё три проекта (и все информационно насыщенные): Библиогид, сайт клуба «Диалогос» и сайт методического отдела. О Библиогиде можно было бы говорить долго и восхищённо, если бы его стоило рекламировать; полагаю, это бессмысленно, так как он известен большинству аудитории.

2. Сайт отдела детской литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино знакомит с творчеством 14 молодых художников-иллюстраторов России и 36 зарубежных детских писателей, предоставляет уникальную информацию обо всех лауреатах премий Х.-К.Андерсена и А.Линдгрен.

3. Региональный сайт детских библиотек Ленинградской области. «Спроси у библиотекаря» – ответы на вопросы по детской литературе на основе фонда ЛОДБ. Полнотекстовая библиотека: проза, стихи, цитаты – со ссылками на издания-источники. Тематический каталог: списки книг (в алфавитном порядке) по темам. Отзывы детей о прочитанных книгах. Проекты: сайт Радия Погодина (с электронной версией собрания сочинений), форум любителей книги и чтения «Наш книжный круг» (совместно со Сланцевской центральной детской библиотекой).

4. Номинант конкурса сайтов 2008 г. – сайт Мурманской ОДБ. Виртуальная справка поражает своей активностью – принимается до 50 вопросов в сутки! Правда, в основном вопросы касаются поиска готовых сочинений. Электронный каталог с возможностью свободного экспорта-импорта записей. Есть возможность заказать издание. Отдельно представлен сайт младшего отдела со своей структурой, форумами, новостями и т.д. Вообще, очень живой сайт. Лишь необходимая минимальная – информация о библиотеке, что можно только приветствовать.

Сайт Мурманской ОДБ

 

5. Саратовская ОДБ. Номинант конкурса сайтов 2008 г. Веб-каталог работает корректно, к тому же можно тут же ознакомиться со списками новых поступлений по месяцам. Виртуальная справка – только для зарегистрированных пользователей, есть даже архив выполненных справок. «Моя первая библиотека»: замечательный проект Светланы Руфановой 10-летней давности. Как жаль, что для него нет обновления.

6. Свердловская ОБДЮ. По праву – победитель конкурса сайтов 2008 г. Хорошая веблиография. Электронный каталог – совместный с библиотеками области, работает корректно. Три подраздела: Юношеству, Детям, Взрослым. Виртуальная справка, реализованная на форуме. Просмотр тем – увы! – только для зарегистрированных пользователей. Штудии: секреты написания реферата, секреты рецензирования, секреты конспектирования – отрывки из различных источников. Литературный странник (жаль, только три выпуска 2006 г.) – советы, что почитать в библиотеке и в сети. Читай со мной: советы читателей – списки любимых книг. Хороший раздел краеведения. Дискуссионный клуб, творчество членов клуба. Хорошо, без сюсюканья, но с пониманием психологии сделан раздел «Для детей». Экскурсия по библиотеке, отдельные литературные произведения, отрывки из книг, с указанием источника и страниц. Раздел «Юнги»: мальчики, удивившие мир, – гении в детстве. Любимые читатели: фотографии и несколько слов читателя о любви к чтению.

7. Томская ОДЮБ. Два варианта каталога: собственный и через шлюз Z39.50. Электронная библиотека (томские писатели – детям).

8. ЦГДБ им. Гайдара, Москва. Поиск по веб-каталогу. Виртуальная справка – реализована на форуме (что не очень удобно). Встречи с писателями (видео) – очень здорово! Для родителей: отрывки из книг и статей о пользе чтения. Творческие портреты писателей (и современных, и классиков, с отрывками из произведений). Викторины в режиме он-лайн по разным отраслям знаний. Указатель «Книги, помогающие жить» – о детях с особыми потребностями для читателей разных возрастов. Отдельно следует отметить блог, поддерживаемый отделами обслуживания библиотеки, – первый (насколько мне известно) сетевой ресурс, ориентированный не на коллег, а на читателей.

Были проанализированы также сайты детских и подростковых отделов ряда публичных библиотек США. И здесь наибольшее восхищение вызвали сайты Нью-Йоркской публичной библиотеки. В них разумно сочетаются информационная полнота, руководство чтением и самовыражение юных читателей. На сайтах представлены:

• доступ к веб-каталогу (с «англоязычным» и «испаноязычным» интерфейсом);

• рекомендательный список 100 лучших детских книг 2008 г. (разбитый по жанрам/возрастам), книгу сразу можно зарезервировать, и по ссылке читателя отправляют к описанию этого издания в ЭК;

• совместный проект Нью-Йоркской, Бруклинской библиотек и библиотеки Квинса, ориентированный на помощь в подготовке домашних заданий – подключены «онлайновые» словари, энциклопедии, поисковые системы, каталоги и списки веб-сайтов соответствующей тематики;

• доступ к проекту «Электронные книги для детей» – анимированные книги, с чтением вслух и текстом на экране;

• обучение языкам на материале чтения детских книг (есть даже одна книга на русском языке!);

• игры и головоломки;

• оцифрованные коллекции изображений, фильмов (доступны по номеру читательского билета);

• отдельный раздел «Игры» включает ссылки на ресурсы «Игры для обучения и развлечения»;

• отзывы детей о прочитанных книгах;

• календарь мероприятий на три месяца вперёд – далеко не полный перечень того, что представлено на этих сайтах.

Подводя итоги обзора, следует отметить, что отдельные удачные решения лишь подчёркивают тот огромный объём работы, который необходимо проделать нашим детским библиотекам, чтобы заинтересовать пользователей глобальной информационной сети и вернуть юных читателей в библиотеки.