Тамара Кардановская
Список брошюр – приложений к нашим газетам, выпуски 4–6 за 2009 год
ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Воспитание. Образование. Педагогика
Общая редакция серии “Воспитание.
Образование. Педагогика”: М.Н.Сартан
Иванов Д. Экспертиза педагогической экспериментальной и инновационной деятельности. Как её организовать и провести / Дмитрий Андреевич Иванов. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика”. Вып. 22).
Эпштейн М. Межпредметное интегративное погружение. Как его организовать и провести / Михаил Эпштейн, Валерий Пузыревский. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика”. Вып. 23).
Межпредметное интегративное погружение может быть как методом освоения общеобразовательной программы школы, так и одним из элективных курсов, и вариантом организации внешкольной программы. Брошюра будет интересна педагогам, методистам, организаторам образовательных программ, как ищущим пути модернизации учебного процесса общеобразовательной школы, так и реализующим каникулярные программы для подростков.
Суворов А. Человечность, достоинство, педагогика оптимизма / Александр Васильевич Суворов. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика”. Вып. 24).
В этом выпуске мы представляем философское эссе Александра Васильевича Суворова о смысле жизни и смысле педагогики. Автор – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования.
Управление школой
Общая редакция серии “Управление школой”: Я.А.Сартан
Пинская М. А. Оценивание для обучения : практическое руководство / Марина Александровна Пинская. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Управление школой”. Вып. 28).
Изменение образовательной стратегии в развитых странах привело к тому, что пришлось пересмотреть подходы к оценке знаний учащихся. В зарубежных школах начали использовать формирующее оценивание (или оценивание для обучения).
Брошюра раскрывает некоторые теоретические аспекты данного подхода в первой части, а во второй – представляет различные оценочные техники.
Алимова Н. К. Источники финансирования образовательного учреждения / Наталья Константиновна Алимова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Управление школой”. Вып. 29).
Каковы сегодня источники финансирования образовательных учреждений? Каким образом их можно систематизировать? Как складывается система экономической безопасности школы? В брошюре поднимаются эти вопросы, а также подробно рассматриваются финансовые потоки школы, анализируются их плюсы и минусы.
Адресована руководителям ОУ, заместителям директора по экономике.
Жилина М. Ю. Образовательное событие: возможна ли дидактика чуда? – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Управление школой”. Вып. 30).
Образовательное событие (ОС) – это особая форма сотрудничества детей и взрослых, которая отличается от привычных способов организации образовательного процесса в конкретном классе или школе. Она имеет культурный прототип, несводима к одному виду деятельности, предполагает коммуникацию как процесс обмена и порождения смыслов, является органичной важной частью общей жизни детского коллектива, образовательного учреждения, сообщества. Автор рассказывает о своём сегодняшнем понимании событийности в образовании, опыте работы нескольких учебных заведений по организации “событийного предмета” и образовательных событий. Брошюра адресована практикам и управленцам сферы образования.
Библиотека в школе
Общая редакция серии “Библиотека в школе”: О.К.Громова
Бычкова Е. Что нужно знать школьнику об экологии : Руководство для работников детских и школьных библиотек и педагогов дополнительного образования / Елена Феликсовна Бычкова, Анна Вячеславовна Крюкова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Библиотека в школе”. Вып. 28).
Экологическое просвещение – одно из направлений работы школьной и детской библиотеки. Предлагаемое руководство может быть использовано как основа при преподавании вопросов экологии в рамках факультатива или кружка в библиотеке, в системе дополнительного образования или при проведении классных часов. Каждый из разделов руководства может рассматриваться как тема для более глубокого изучения вопроса.
Формы массовой работы с детьми в библиотеках : словарь-справочник / сост. Янина Владимировна Горская. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Библиотека в школе”. Вып. 29).
Словарь-справочник содержит краткое объяснение классических и современных форм массовой работы с детьми в библиотеке. По подбору терминов он рассчитан как на начинающих библиотекарей, осваивающих такие формы, как беседы и обзоры, так и на опытных коллег, для которых рассказывается о современных, сложных в организации, формах. Словарь не претендует на полноту изложения методик, но даёт возможность сориентироваться в формах работы.
Портфолио школьного библиотекаря. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. [: ил., табл.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Библиотека в школе”. Вып. 30).
Нередко у работников библиотек возникает необходимость предъявить свою работу. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте. Эта брошюра поможет вам составить индивидуальный портфолио так, чтобы легко было предъявить свою работу по первому требованию.
Школьный психолог
Общая редакция серии “Школьный психолог”: И.В.Вачков
Касаткин В. Магия повтора и зависимость / Владимир Николаевич Касаткин. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 28).
В работе психотерапевта, доктора медицинских наук, профессора В.Н.Касаткина на разнообразном материале показывается взаимосвязь различных зависимостей с повторами. Автор анализирует повторы, необходимые нам в жизни, и повторы патологические. Школьному психологу материалы, содержащиеся в брошюре, могут быть полезны для понимания причин возникновения различного рода зависимостей, особенностей их развития и возможностей преодоления.
Букатов В. Этническая самоидентификация в образовательном пространстве. Три подхода к проблеме / Вячеслав Михайлович Букатов. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 29).
Автор рассматривает очень непростые проблемы деятельности педагога по налаживанию взаимоотношений местного населения и мигрантов, предлагая конкретные способы их решения. Брошюра может быть полезна психологам и педагогам тех образовательных учреждений, где учатся дети-мигранты.
Гончарова В. Сказочный мир через настоящие очки : методические материалы для работы со слабовидящими детьми / Виктория Гончарова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 30).
В брошюре описывается комплекс игр и упражнений для дошкольников, разработанный детским психологом В.С.Гончаровой, работающей в ДОУ для детей с нарушением зрения. Ею был придуман, сконструирован и сшит детский развивающий комплект “Сказка”. Он является модулем кабинета психолога дошкольного учреждения. Материалы комплекта предназначены для проведения коррекционно-развивающих, игровых и релаксационных занятий, которые обеспечивают компенсацию в психологическом развитии и зрительной недостаточности детей.
Классное руководство
Общая редакция серии “Классное руководство”: С.Л.Островский
Рязанкина Е. В. Деструктивные отношения и профилактика созависимости : психолого-педагогические материалы / Елена Викторовна Рязанкина. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Классное руководство”. Вып. 16).
Автором рассматриваются признаки и технологии психологического манипулирования, этапы возникновения созависимости и способы её профилактики. Подобная информация необходима специалистам, в силах которых предотвратить попадание подростков в рискованные ситуации в переходные моменты их жизни.
Барышников Е. Н. Технология праздника : рекомендации для учителей / Евгений Николаевич Барышников. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Классное руководство”. Вып. 17).
Выпуск посвящён изложению авторской концепции праздника, основанной на богатом практическом опыте. Несмотря на многообразие проводимых в школе праздников, в их организации можно выделить определённые повторяющиеся этапы со своими задачами, проблемами и трудностями. Предложенная технология помогает учесть особенности каждого этапа и их общую взаимосвязь, а в итоге способствует рождению незабываемого события. Обсуждение задач, связанных с подготовкой праздника, сопровождают практические рекомендации.
Писаренко А. Культурный шок. Практические рекомендации классному руководителю по профилактике и преодолению /Алла Николаевна Писаренко. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Классное руководство”. Вып. 18).
Выпуск посвящён важнейшей, но редко обсуждаемой в школах проблеме культурных различий и адаптации к ним. Конкретные рекомендации, упражнения, тренинги и социально-ролевые игры, предлагаемые в брошюре, помогут не только детям, путешествующим за границу с семьёй или в порядке культурного обмена, но и самим учителям. Игровую методику повышения межкультурной компетентности можно использовать и независимо от поездок – в классах, где учатся дети разных национальностей.
Здоровье детей
Общая редакция серии “Здоровье детей”: Н.В.Сёмина
Вайнер Э. Специальная медицинская группа в школе : методическое пособие для преподавателей физической культуры / Эдуард Наумович Вайнер. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Здоровье детей”. Вып. 28).
Терешина З. Экологическая культура на уроках математики / Зоя Николаевна Терешина, Людмила Николаевна Клепикова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Здоровье детей”. Вып. 29).
Сборник математических задач на экологическую тему адресуется учителям начальных классов, преподавателям биологии и экологии, педагогам дополнительного образования, а также студентам вузов и колледжей педагогики и методики начального обучения, самым младшим школьникам и их родителям.
Корепанова Т. Модульный курс профилактики курения / Татьяна Александровна Корепанова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Здоровье детей”. Вып. 30.)
Программа рассчитана на 10 часов специально организованных групповых занятий с подростками в возрасте от 11 до 14 лет.
Спорт в школе
Общая редакция серии “Спорт в школе”: О.М.Леонтьева
Машковцев А. И. Критериальное оценивание на уроках физкультуры / Алексей Иванович Машковцев. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Спорт в школе”. Вып. 28).
В брошюре приведены разработки контрольных заданий, тестов. Она предназначена для учителей физкультуры, работающих в средней и старшей школе (с 5-го по 11-й класс).
Ланда Б. Х. Как провести физкультминутку? / Бейниш Хаймович Ланда. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Спорт в школе”. Вып. 29).
В брошюре представлены общие рекомендации по проведению физкультминуток в школе и комплексы физических упражнений физкультминуток для учащихся разных возрастных групп.
Смирнова Л. А. Терминология общеразвивающих упражнений / Людмила Александровна Смирнова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Спорт в школе”. Вып. 30).
В брошюре представлена терминология наиболее часто используемых на уроках физической культуры общеразвивающих упражнений и дана методика обучения им.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Дошкольное образование
Общая редакция серии “Дошкольное образование”: М.С.Аромштам
Осипцова Ж. Кто и что должен делать в ДОУ. О нормативах по определению численности персонала дошкольных учреждений / Жанна Петровна Осипцова, Вера Николаевна Панкратова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Дошкольное образование”. Вып. 28).
Материалы помогут заведующим в составлении штатного расписания своих учреждений и договоров с сотрудниками. А сотрудники дошкольных учреждений получат ориентиры в определении своих обязанностей.
Открываем лекотеку. Образцы нормативно-правовых документов, необходимых для создания сети лекотек. Московский опыт. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Дошкольное образование”. Вып. 29).
Одно из развивающихся направлений современной гуманистической педагогики – создание лекотек, специализированных игровых центров, где занимаются с особыми детьми. Но любое самое хорошее дело не может стартовать, не имея под собой нормативно-правовой базы. К сожалению, такая база до сих пор не разработана на федеральном уровне. Тем не менее в регионах могут воспользоваться опытом Москвы, где первые лекотеки появились в 2000 году.
Парамонова Л. Дошкольное образование и его качество. Новые подходы к проблеме / Лариса Парамонова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Дошкольное образование”. Вып. 30).
Начальная школа
Общая редакция серии “Начальная школа”: М.В.Соловейчик
Илюхина В. А. Письмо с секретом : авторская методика обучения письму в начальной школе / Вера Алексеевна Илюхина. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Начальная школа. Вып. 28).
Аромштам М. С. Времена года : дополнительное пособие для учащихся 3-х классов с текстами и упражнениями на правописание безударных гласных и заданиями по развитию течи / Марина Семеновна Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Начальная школа”. Вып. 29).
Гордиенко С. Правила поведения в школе. Для воспитанных ребят и воспитанных зверят / Сергей Анатольевич Гордиенко, Наталья Ивановна Гордиенко. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Начальная школа”. Вып. 30).
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
Математика
Общая редакция серии “Математика”: Л.О.Рослова
Шноль Д. Система открытых задач по геометрии : 7 класс / Дмитрий Эммануилович Шноль, Алексей Иванович Сгибнев, Наталья Михайловна Нетрусова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Математика”. Вып. 28).
Открытые задачи – это обычные геометрические задачи, но сформулированные в непривычной форме. В них не даётся готового утверждения; нередко нужно исследовать ситуацию, обобщить задачу, придумать задачу по данной конструкции и т.д. Открытые задачи помогут учащимся научиться задавать себе вопросы, позволят им овладеть геометрией на высоком уровне.
Шноль Д. Система открытых задач по геометрии : 8 класс / Дмитрий Эммануилович Шноль, Алексей Иванович Сгибнев, Наталья Михайловна Нетрусова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Математика”. Вып. 29).
Удальцова Н. Кроссворды и чайнворды по геометрии : 7 класс / Наталия Валентиновна Удальцова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Математика”. Вып. 30).
Физика
Общая редакция серии “Физика”: Н.Д.Козлова
Новиков С. М. Качественные (логические) задачи по динамике. Базовый и физматпрофили. 10 класс. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Физика”. Вып. 28).
Булюбаш Б. В. Как использовать СМИ на уроках физики и в ученической проектной деятельности / Борис Викторович Булюбаш. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Физика”. Вып. 29.)
Современный школьник должен уметь написать эссе на выбранный научный сюжет на основе научно-популярных статей, которое может послужить и обоснованием для последующей исследовательской работы. В брошюре предложены упражнения, помогающие анализировать научно-популярные тексты, а также ознакомиться с примерами освещения в СМИ достижений науки. Представленные рекомендации помогут ученикам самостоятельно работать с научно-популярной литературой и грамотно использовать её при подготовке докладов для НОУ, написания рефератов и обзоров в отчётах по научно-исследовательским проектам.
Уроки физики и астрономии к праздникам. 9–11-й классы. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Физика”. Вып. 30).
Подборка из восьми оригинальных уроков, посвящённых государственным и гражданским праздникам. Каждый из них достаточно легко можно не только применить на практике, но и модифицировать по тематике разных предметов, и дополнить в соответствии с конкретным уровнем подготовленности школьников и технической оснащённости школьного кабинета физики.
Информатика
Общая редакция серии “Информатика”: С.Л.Островский
Дуванов А. А. CSS: кратко о самом главном / Александр Александрович Дуванов. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Информатика”. Вып. 28).
В брошюре в кратком, но систематическом виде представлена информация о языке CSS. Сегодня “чистый” HTML – уже большая редкость. Вне зависимости от масштабов проекта – идёт ли речь о целом школьном сайте или одной страничке – использование возможностей CSS будет как минимум полезно, как максимум – необходимо.
Фалина И. Машина Тьюринга. Теоретический минимум, методические материалы, задачи / Ирина Николаевна Фалина, Владимир Владимирович Усатюк. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Информатика”. Вып. 29).
Тема “Машина Тьюринга” может изучаться в 8–11-х классах в рамках темы “Информационные процессы. Обработка информации”, на факультативных занятиях, в системе дополнительного образования, например, в школах юных программистов. Изучение этой темы может сопровождаться компьютерной поддержкой, если у учителя есть программный тренажёр-имитатор “Машина Тьюринга”. В классах с углублённым изучением программирования школьники могут самостоятельно написать программу “Машина Тьюринга”.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ БЛОК
Химия
Общая редакция серии “Химия”: О.Г. Блохина
Боровских Т. А. Методика ученического эксперимента в учебных проектах / Татьяна Анатольевна Боровских, Александр Евгеньевич Маркачев, Галина Марковна Чернобельская. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Химия”. Вып. 28).
Кошелева О. А. Использование модульной технологии при обобщении знаний по разделу “Углеводороды” / Ольга Анатольевна Кошелева, Татьяна Анатольевна Боровских, Галина Марковна Чернобельская. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. [: схемы] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Химия”. Вып. 29).
В брошюре рассмотрены структура и содержание разработанной авторами модульной программы “Углеводороды” с элементами обобщения. Программа не только позволяет устанавливать связи между классами углеводородов, формировать обобщённые понятия, но и предоставляет возможность провести обобщение по ведущей проблеме курса химии: зависимости свойств веществ от их состава.
Корабельникова Т. А. Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках химии / Татьяна Анатольевна Корабельникова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Химия”. Вып. 30).
В брошюре представлены разработки пяти уроков химии для 8-го класса (по программе Н.Е.Кузнецовой) в рамках деятельностного подхода в обучении. Материал структурирован по соответствующим стадиям урока, выделяемым в базовой модели формирования у учащихся критического мышления.
Биология
Общая редакция серии “Биология”: Н.Г.Иванова
Мозоленко К. Г. Роль биологической мембраны в жизнедеятельности клетки : урок-конференция / Константин Георгиевич Мозоленко. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. Вып. 28).
Урок разработан для 10–11-х профильных биологических и медицинских классов, однако предложенный материал можно с успехом использовать и в основной школе при изучении строения и функционирования животных, растительных клеток и клеток прокариот, а также для самостоятельного изучения и повторения этих тем учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Абрамов В. И. Обобщение темы: “Дыхание” / Владимир Игоревич Абрамов. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. Вып. 29).
Леонтьева О. М. Как сделать биологию интересной для всех учеников / Ольга Милославовна Леонтьева. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. Вып. 30).
Предлагается одна из методик развивающего обучения, построенная на принципе цикличности прохождения изучаемого материала с использованием различных учебных игр. Предложенные игры предназначены для учащихся, начинающих изучение ботаники, но могут быть использованы и при дальнейшем изучении курса школьной биологии.
География
Общая редакция серии “География”: О.Н.Коротова
Заяц Д. В. Регионы России. Уральский экономический район. Предуралье / Дмитрий Викторович Заяц. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. [: ил., карты.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “География”. Вып. 28).
В брошюре приводятся актуальные справочные сведения по регионам, входящим в состав Предуралья. Перечислены важнейшие промышленные предприятия, достопримечательности и основные проблемы регионов.
Заяц Д. В. Международные организации / Дмитрий Викторович Заяц. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “География”. Вып. 29).
В брошюре приводятся краткие справочные сведения по основным международным организациям. Перечислены входящие в них страны, говорится об истории возникновения и формирования организаций, предлагаются возможные перспективы их развития.
Заяц Д. В. Регионы России. Уральский экономический район. Зауралье / Дмитрий Викторович Заяц. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “География”. Вып. 30).
В брошюре приводятся актуальные справочные сведения по регионам, входящим в состав Зауралья. Перечислены важнейшие промышленные предприятия, достопримечательности и основные проблемы регионов.
ГУМАНИТАРНЫЙ БЛОК
Литература
Общая редакция серии “Литература”: С.Ф.Дмитренко, С.В.Волков
Беляева Н. Взгляд на современную русскую поэзию / Наталья Васильевна Беляева. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Литература”. Вып. 28).
В брошюре известного словесника-методиста дана содержательная картина состояния современной русской поэзии, представлены поэтически и аналитически многие яркие лирики. Материал полезен для подготовки к урокам, а также для самообразования, для чтения старшеклассникам, родителям школьников, всем любителям поэзии.
Смирнова О. Как провести уроки по роману “Отцы и дети” / Оксана Вениаминовна Смирнова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Литература”, Вып. 29).
Многие трудности сегодняшнего изучения романа “Отцы и дети” связаны с тем, что он издавна входит, можно сказать, в классический круг хрестоматийных произведений. Исходя из существующих здесь проблем, автор предлагает современную трактовку шедевра. Словесник найдёт в брошюре разработку уроков (вопросы, задания и проч.), которая поможет сделать интересной “обязательную” часть работы, а также ответы на многие сложные вопросы, заданные в разные годы яркими, сильными учениками.
Янушевский В. Проектный метод при изучении романа Л.Н. Толстого “Война и мир” / Владимир Николаевич Янушевский. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Литература”. Вып. 30).
В брошюре даётся критический обзор основных методик изучения крупного эпического произведения в школе и показываются возможности “информационно-деятельностного подхода”. Рассказывается об особенностях проектного метода, приведены и прокомментированы различные темы для индивидуальных учебных исследований. В приложении даны примеры работ. Они помогут учителю сориентировать старшеклассников при проведении собственных учебных исследований, станут конкретным материалом к уроку.
История
Общая редакция серии “История”: А.Л.Савельев
Канторович И. В. Библейские сюжеты на уроках истории и МХК. Разработка элективного курса. Часть II / Ирина Витальевна Канторович. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “История”. Вып. 28).
Вторая часть курса посвящена Новому Завету.
Идрисов А. Е. Великая Отечественная война в фактах и цифрах. Урок-конкурс к 65-летию Великой Победы / Александр Есмухамбетович Идрисов. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “История”. Вып. 29).
Иванова Н. А. Глобальная цивилизация. Трудные вопросы на уроках истории и обществоведения / Нелли Алексеевна Иванова, Валерия Марленовна Хачатурян. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “История”. Вып. 30).
Искусство
Общая редакция серии “Искусство”: М.Н.Сартан
Раздаточный материал к уроку МХК. – М. : Чистые пруды, 2009. – 2 л. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Искусство”. Вып. 28).
В каждом выпуске восемь полноцветных репродукций, выполненных на мелованном картоне на двух листах формата А4. В выпуск вошли картины: “Портрет человека в тюрбане” и “Мадонна Каноника Ван дер Пале” Яна Ван Эйка; “Портрет Марии Портинарии” Ханса Мемлинга; “Иоанн Креститель в пустыне” Гертенна тот Синт-Янса; “Портрет композитора Петра Ильича Чайковского” Николая Кузнецова; “Портрет Елизаветы Петровны Черевиной” Григория Островского; “Скаковые лошади” и “Певица с перчаткой” Эдгара Дега.
Раздаточный материал к уроку МХК. – М. : Чистые пруды, 2009. – 2 л. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Искусство”. Вып. 29).
В выпуск вошли репродукции картин и скульптур: “Анкор, ещё анкор!” и “Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)” Павла Федотова; “Всадники” Фидия; “Голова, известная под названием “Гигея из Тегеи”” Праксителя; “Базилика Сакре-Кёр и улица Сен-Рустик” Мориса Утрилло; “Осень в долине жёлтой реки” Го Си; “Бамбук” Сюй Вэя; “Метаморфоза Нарцисса” Сальвадора Дали.
Раздаточный материал к уроку МХК. – М. : Чистые пруды, 2009. – 2 л. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Искусство”. Вып. 30).
В выпуск вошли репродукции картин, скульптур и фотографии памятников архитектуры: “Экстаз святой Терезы Авильской” и “Бюст Констанции Буонарелли” Джованни Лоренцо Бернини; “Часовня Сент-Шапель” 1243–1248, Париж; “Лувр. Павильон часов” Жака Лемерсье, 1639, Париж; “Цветы и плоды” Ивана Хруцкого; “Моцарт за фортепиано” Йозефа Ланге; “Св. Антоний и св. Павел, отшельник” Диего Веласкеса; “Свято-Троицкая Сергиева лавра”.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Русский язык
Общая редакция серии “Русский язык”: Л.А.Гончар
Андреева С. В. Повышаем лингвистическую компетенцию. Как справиться с частью “В” ЕГЭ по русскому языку / Светлана Викторовна Андреева, Андрей Георгиевич Нарушевич, Мери Юрьевна Нечепуренко. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Русский язык”. Вып. 28).
Предлагаемые тесты, сгруппированные в тематические блоки в соответствии с кодификатором ЕГЭ, содержат большое число заданий, которые помогут учителю организовать интенсивную работу над трудными темами курса русского языка.
Сборник контрольных диктантов : 5–9 классы / cост. Е. И. Вигдорова, Г. Н. Владимирская, А. В. Волкова, Н. А. Шапиро. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Русский язык”. Вып. 29).
Петрановская Л. В. Игры на уроках русского языка. Учебные, комбинаторные, аналитические игры. Часть I / Людмила Владимировна Петрановская. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Русский язык”. Вып. 30).
Английский язык
Общая редакция серии “Английский язык”: Е.В.Громушкина
Шумилова Н. Построение вопросов с помощью опорных схем : учебное пособие по английскому языку : часть II / Наталья Николаевна Шумилова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. [: схемы]. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Английский язык”. Вып. 28).
Рахманова А. Материалы по лингвострановедению : тексты для чтения с заданиями и комментариями /Алла Трофимовна Рахманова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Английский язык”. Вып. 29).
Павлова Е. Королевство простого прошедшего времени / Елена Александровна Павлова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Английский язык”. Вып. 30). – Текст англ., рус. – На обл.: Elena Pavlova. In the Magic Kingdom of the Past Simple Tense.
Представленные в брошюре методические приёмы, игры и комплекс коммуникативных упражнений облегчают задачу по заучиванию всех форм неправильных глаголов, обеспечивая учащимся достаточно прочное их усвоение, и поддерживают интерес обучаемых к изучению английского языка.
Французский язык
Общая редакция серии “Французский язык”: Г.А.Чесновицкая
Ковальский Ю. Мое первое путешествие по Франции : Пособие по страноведению для начальной школы / Юрий Яковлевич Ковальский, Елена Викторовна Скрипкина. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Французский язык”. Вып. 28). – Текст фр. – На обл. : Mon premier voyage en France.
Поэзия-экспресс. Французские стихи для школьников младших классов / сост. Э. М. Береговская, О. А. Осаволюк ; пер. с франц. М. Яснова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Французский язык”. Вып. 29). – Текст фр.
Арутюнова Ж. Россия–Франция: на перекрёстке истории : тесты для проведения конкурсов и олимпиад / Жанна Михайловна Арутюнова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Французский язык”. Вып. 30). – Текст фр. – На обл.: Jeanna Aroutiounova. Russie-France : histoires croissees.
Немецкий язык
Общая редакция серии “Немецкий язык”: М.Д.Бузоева
Бартош Д. Осенние праздники / Дана Казимировна Бартош, Катрин Бергмайр, Светлана Александровна Лазарева. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Немецкий я