Людмила Сухова
ТРАДИЦИОННЫЙ вечер встречи выпускников. Сначала в актовом зале. А потом на каждом этаже свои воспоминания, свои истории. Двери всех школьных кабинетов настежь: заходи куда хочешь. И библиотека, по-прежнему, открыта, приглашает. Прошлогодний выпуск, как всегда, в большинстве. “Не оторвались ещё от нашей пуповины”, – шутит коллега. Тех, кто закончил школу 5–7 лет назад, – меньше. Они уже работают, у многих – свои семьи. Они взрослые серьёзные люди, эти повзрослевшие наши ученики. Позволяют себе в наш адрес взрослые комплименты: “А вы красивая женщина. И волосы у вас шикарные”. Удивляюсь. Но “проглатываю”.
Болтаю без умолку, и они засыпают меня вопросами:
– А вечера в Литературной гостиной по-прежнему проходят?
– Кого приглашаете?
– А вторую книгу Галина Ивановна написала?
– А презентация будет?
– А прогульщики за стеллажами прячутся?
И с некоторым укором: “Нам-то не всегда разрешали…”. Да. И не всем. “А когда мы говорили, что у нас урока нет, проверять ходили расписание в учительской”. Надо же, отмечаю про себя, до сих пор помнят. Но как могла объяснить им тогда, что спасала их от конфликта с классным руководителем?
– …Да что ваши книжки, прятки за стеллажами, творческие вечера… Вот меня вы от суицида спасли. Не вы лично, но встреча в библиотеке.
Повисла пауза. Ничего не понимаю. Судорожно пытаюсь вспомнить выпуск. Его одноклассников помню. Он “библиотечным” ребёнком не был.
Остались в библиотеке одни. Вопросы задавать боюсь. Сам начал: “Вы тогда проводили День политзаключённого и пригласили Стеллу Натановну Нудольскую. Дружок в Литературную гостиную всегда ходил, а я тогда просто за ним увязался. Проблем море, настроение – жуть. Всё было плохо, так мне тогда казалось. И я решил уйти. Уйти совсем, навсегда – понимаете? Проблема детского суицида, так сказать, – горько усмехнулся он. – …И эта встреча в читальном зале. Я тогда и о политзаключённых почти ничего не знал, да и по барабану мне всё это было. И вдруг этот рассказ женщины, которая зачем-то приехала к нам. И эти слова: “Не позволяй себе бояться””.
Сумбурно так говорил. А потом – как точку поставил: “Вот для этого и нужна школьная библиотека – чтобы встречи разные проводить. Ведь для кого-то они иногда случаются судьбоносными”.
…Вошла группа ребят, и разговор повернул на весёлые воспоминания. А я напряжённо вспоминала и не могла вспомнить этого паренька на той встрече. Когда все ушли, достала фотоальбом: вот он сидит в предпоследнем ряду и смотрит в окно (тогда я, наверное, подумала: и зачем пришёл?).
…Есть судьбоносные книги, судьбоносные встречи и вовремя сказанное, нужное слово.
Будем помнить об этом, переступая порог библиотеки и школы.