ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ, ПРЕМИИ
Пушкинский музей дал новогодний бал в защиту чтения
В дни школьных каникул в Москве прошло несколько десятков традиционных новогодних представлений для детей, в том числе – новогодний бал в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Новогодние балы музея – это традиционный театрализованный праздник, где гостей знакомят с культурой и традициями дворянских балов, старинными развлечениями и салонными играми.
Каждый год программа бала имеет свою тему. В этот раз она была весьма актуальна: музей выступал в защиту чтения. Гости бала, став на время любознательными книгочеями, отправлялись в увлекательное путешествие по музейным залам, которые превратились для детей и их родителей в главы бесконечной, увлекательной книги с живыми картинками.
Традиционный новогодний спектакль был поставлен по мотивам произведений Михаэля Энде, сказками которого уже полвека зачитываются не только дети.
После бала дети получили новогодние подарки, в которых нашли кроме любимых чупа-чупсов и мармеладок несколько красочных книг.
http://www.izvestia.ru/news/news228262
В Курской областной библиотеке для
детей и юношества подведены итоги конкурса
“Мы живём на родине Гайдара”
Начатый в прошлом январе и приуроченный ко дню рождения замечательного писателя конкурс заинтересовал читателей. На конкурс поступило около 300 работ от читателей детских и школьных библиотек области. Жюри подвело итоги в трёх номинациях: “Моя любимая книга Гайдара” (сочинения, эссе, стихи, очерки, рисунки, поделки), “Стань соавтором Гайдара” (конкурсантам предлагалось самостоятельно дописать неоконченную повесть “Синие звёзды”), “Реклама электронной книги “Курский край – родина Гайдара”” (плакаты, поделки, сценарии презентаций).
Дипломантами конкурса стали 19 человек, ещё 15 получили благодарственные письма. В ближайшее время будет выпущен сборник “Мы живём на родине Гайдара”, куда войдут работы победителей конкурса.
http://gi-kursk.ru/number/2864/art/000455/
Журнал “Знамя” наградил Л.Улицкую и М.Ходорковского литературной премией
Лауреаты получили её за свои “Диалоги”, опубликованные в октябрьском номере журнала “Знамя”. Церемония прошла в Государственной библиотеке иностранной литературы.
Адвокат Ходорковского Елена Лукьянова зачитала благодарственную речь лауреата премии “Глобус”. М.Ходорковский написал, что рассматривает премию как символ моральной поддержки всем людям, “оказавшимся в непростой жизненной ситуации”. М.Ходорковский решил передать премию воспитанникам лицея в Коралове.
http://www.justmedia.ru/news/russiaandworld/2010/01/14/63228
Премия “Чеховский дар”
Фонд “Пушкинская библиотека” начинает новый проект: учреждает Всероссийскую книжную премию “Чеховский дар”.
В пресс-релизе отмечено: “Чеховский дар – дар видеть Россию подробно, в деталях, но одновременно и целиком, во всей её необъятности, без прикрас – должен быть сегодня вновь оценён по достоинству”.
Цель премии – открыть талантливых людей, наделённых этим великим чеховским даром. Её основное отличие от многих других премий в том, что она попытается восстановить во всей полноте утерянное когда-то триединство: писатель – библиотекарь – меценат.
Премия “Чеховский дар” включает в себя три номинации: “Необыкновенный рассказчик”, “Подвижник книги”, “Благотворитель”.
В номинации “Необыкновенный рассказчик” премия будет присуждаться писателю за один или несколько рассказов, опубликованных в России, на русском языке и вышедших отдельной книгой (либо в сборниках, журналах, газетах, исключая интернет-издания) за два истёкших года, предшествовавших вручению премии.
В номинации “Подвижник книги” премия будет присуждаться работнику библиотеки за самый яркий книжно-библиотечный проект, посвящённый А.П.Чехову и его творчеству, а также продвижению в широкую читательскую среду лучших образцов классической литературы. (В виде исключения премия может вручаться всему коллективу отличившейся библиотеки).
В номинации “Благотворитель” премия будет присуждаться предпринимателю или другому лицу, внёсшему серьёзный вклад в сохранение и приумножение книжного наследия России.
Денежное содержание премии для победителей в номинациях “Необыкновенный рассказчик” и “Подвижник книги” устанавливается в размере – 200 000 рублей (по 100 000 рублей каждая).
Для победителя премии в номинации “Благотворитель” предусмотрен памятный “Чеховский знак”.
Форма подачи рассказов на конкурс:
Рассказы должны быть представлены в 2-х экземплярах. Рассказы, опубликованные в сети Internet, к рассмотрению не принимаются. К рассказам прилагается письмо от выдвигающей организации, с краткой мотивировкой выдвижения.
Форма подачи проекта на конкурс:
• Краткое описание проекта (не более 5 страниц) в печатном или электронном виде;
• Сведения о руководителе проекта: Ф.И.О., год рождения, образование, должность, место работы, телефон, факс, электронная почта;
• Сведения об организации, выдвигающей проект: название, юридический адрес, Ф.И.О. руководителя, телефон, факс, электронная почта.
Сроки проведения:
Конкурс проводится с января по май каждого текущего года в четыре этапа:
1-й этап – представление материалов на конкурс (с 20 января по 10 марта);
2-й этап – публикация длинного списка номинантов (к 20 марта);
3-й этап – публикация шорт-листа (к 20 апреля);
4-й этап – награждение победителей на Чеховском книжном фестивале в Таганроге (май).
Условия участия в номинациях премии будут опубликованы на сайте Фонда “Пушкинская библиотека”: http://www.pbl.ru/
РОССИЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ
Пермь: у студентов наступила “ночь перед экзаменом”
Послепраздничные дни особенно сложные для учащихся высших и средних специальных учебных заведений. На дворе – экзамены. Чтобы как можно лучше к ним подготовиться, в помощь студентам заработал новый проект краевой библиотеки имени Горького – “Ночь перед экзаменом”.
В течение двух недель января библиотека будет работать до 23 часов. Опыт пермские библиотекари заимствовали у европейских коллег. Посетителей не так много, как днём, однако желающих позаниматься дополнительно – предостаточно.
http://perm.rfn.ru/rnews.html?id=40475&cid=7
Президентская библиотека имени
Б.Ельцина
и Библиотека Конгресса США – совместные
проекты
Проект связан с предстоящим празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Ведутся переговоры о том, чтобы российским пользователям стали доступны неизвестные ранее фрагменты военной хроники, отражающей взаимодействие правительств и армий СССР и США в годы Второй мировой войны, редкие фотографии, американские военные карты боевых действий, аудиозаписи, плакаты, посвящённые антигитлеровской коалиции.
http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3137333/
МИР БИБЛИОТЕЧНЫЙ
Армения: при библиотеках будут открыты небольшие книжные магазины
Данная инициатива исходит от министра культуры РА А.Погосяна. По мнению руководителей, подобный шаг будет способствовать поднятию интереса к книге. Книжные магазины необходимо открывать также при школах и вузах. В советское время только в Ереване насчитывалось 70 магазинов книг.
http://www.arminfo.info/index.php?show=article&id=19620
Кыргызстан: подведены итоги конкурса на создание сайтов
Фонд “Сорос–Кыргызстан” подвёл итоги конкурса на создание интернет-сайтов по социально значимым вопросам. К участию в конкурсе приглашались молодые люди в возрасте 14–28 лет.
На конкурс поступило 49 заявок, девять из них было поддержано денежными премиями. Целью конкурса является содействие активизации и самореализации молодёжи в Кыргызстане. В течение трёх месяцев в рамках Молодёжной программы Фонда “Сорос–Кыргызстан” будет создано девять различных веб-сайтов.
На конкурс поступили разные предложения. Например, создание сайта для работы с деловыми бумагами. Автор идеи – 16-летняя Фарида Лансарова. Также были идеи о создании электронной библиотеки кыргызских авторов, сайта как единой информационной площадки для молодых людей с ограниченными возможностями, сайта с информацией о вакансиях волонтёров в крупных международных организациях и другие.
http://kg.akipress.org/news:160111/
США: как повысить посещаемость библиотек
Молодёжное отделение Американской библиотечной ассоциации (YALSA) предложило публичным и школьным библиотекам рекомендательный список программ, реализация которых, по мнению авторов, будет способствовать росту подростковой посещаемости. Всего в списке 34 программы, многие из которых работают в Российских библиотеках. Некоторые другие стоит упомянуть: Мастерские красоты, Классы самообороны, Показ мод, Компьютерный дизайн, Мастерские по изготовлению театрального реквизита, Читательский театр, Танцевальные классы, Классы фитнеса, Турниры пародистов, Дни игр (Monopoly, Trivial Pursuit, Chess, Jeopardy и др.), Вечера мистерий, Международные вечера (визиты иностранных студентов, музыка, танцы, закуски), Курсы нянь, Художественные мастерские, Конкурсы музыкальных коллективов.
http://blog.rgub.ru/libex/2010/01/uchastie-molodezhi-v-bibliotechnyx-programmax/
ГОД УЧИТЕЛЯ
Год учителя в России, год учителя – в библиотеке
Московская ЦГДБ им. А.П.Гайдара совместно с редакцией газеты “Библиотека в школе” Издательского дома “Первое сентября” провела семинарское занятие для библиотекарей детских библиотек Москвы по теме “Год учителя в России, год учителя – в библиотеке”.
На семинаре состоялась презентация газеты “Библиотека в школе” (№ 23 – 2009), посвящённой Году учителя.
Семинар начался с обзора книг педагога, публициста, писателя Симона Львовича Соловейчика “Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики”. Его провела зам. главного редактора газеты “Библиотека в школе” Людмила Фёдоровна Сухова.
“Как организовать работу по теме “Год учителя в России”: Методические советы” – по этому вопросу выступили методисты по школьным библиотекам ВАО г. Москвы Мария Сергеевна Андреева и Марина Петровна Короткова. Выступление сопровождалось яркой презентацией “Образ учителя в русском изобразительном искусстве XIV–XX вв.”
Следующее выступление называлось “Библиографы напоминают, информируют, рекомендуют…”. Зав. сектором методического отдела Ирина Николаевна Деткина и зав. библиографическим отделом Оксана Павловна Монахова предложили библиографию и фильмографию по теме “Образ учителя в литературе и кинематографии”. А также рассказали, как они предполагают работать дальше по этой теме на сайте библиотеки и в ЖЖ Гайдаровки.
Зам. директора ЦГДБ им. А.П.Гайдара Наталья Фёдоровна Хакимова обратилась к коллегам – библиотекарям детских библиотек с предложением провести конкурс профессионального мастерства, посвящённый Году учителя, по следующим номинациям:
– “Наш читатель – учитель”. Библиотечно-информационное обслуживание учительства в детской библиотеке (рекомендательные списки, Дни информации, Дни специалиста, организация интересных и важных встреч);
– “Слово об учителе”. Мероприятия, направленные на поддержку престижа профессии учитель литературной или мемориальной направленности. Обсуждения, дискуссии, воспоминания, разнообразные проекты;
– “Действуем сообща”. Союз учителя и библиотекаря, как условие для читательского развития школьника.
В заключительной части семинара состоялся разговор-концерт “Он был учителем когда-то в сельской школе…”. Это – своеобразный творческий проект методического отдела ЦГДБ им. А.П.Гайдара совместно с исследователем авторской песни, бардом Владимиром Борисовичем Альтшуллером по теме “Учитель в авторской песне”.
Участники семинара получили буклеты, подготовленные библиографическим отделом, была организована продажа книг С.Л.Соловейчика “Пушкинские проповеди”, “Педагогика для всех”, “Педагогические максимы”, “Последняя книга”.
Год учителя был открыт 21 января 2010 г.
21 января 2010 г. в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена состоялось торжественное открытие Года учителя в Российской Федерации.
В открытии приняли участие первые лица государства, региональные лидеры, руководители федеральных и региональных министерств и ведомств, ректоры вузов, представители педагогической общественности страны.
Церемония открытия транслировалась on-line на сайтах “Большая перемена” (http://www.newseducation.ru/) и “Открытый класс” (http://www.openclass.ru/).
Мероприятия Года учителя будут реализованы по двум направлениям: поддержка и поощрение лучших педагогов и развитие инновационного потенциала системы образования.
http://www.mr7.ru/news/society/story_22589.html
Рязань: в областной детской библиотеке открыли Год учителя
Торжественное открытие Года учителя состоялось 14 января 2010 г. в Рязанской областной детской библиотеке. Был проведён круглый стол на тему “Школьные библиотеки и учитель: грани и перспективы взаимодействия”. Библиотекари и педагоги из 72 рязанских школ обсудили вопросы работы школьных библиотек с учениками и педагогами.
“Мы считаем, что первый помощник учителя – это школьный библиотекарь: и в предоставлении книжного фонда, и в проведении совместных мероприятий, и в приучении детей к чтению”, – подчеркнула директор областной детской библиотеки Татьяна Окружная.
http://mediaryazan.ru/news/detail/11189.html
Год учителя в Челябинске
Что нового появится в Год учителя, рассказывает начальник управления образования Челябинска А. Кузнецов:
Электронные дневники
Все школы и детсады Челябинска мы “завязали” в единую корпоративную интернет-сеть. Теперь родители смогут следить за успеваемостью и посещаемостью своих детей по электронному дневнику. Система заработает в начале учебного года – в сентябре. Пока её разработчики утрясают технические вопросы, ведь информация об оценках – данные секретные. Для каждого ученика и родителям нужно будет придумать свой логин и пароль.
Музей образования
В городе появится свой музей образования. К новому году он откроет двери в Ленинском районе. Кроме экспонатов, там будет библиотека, чтобы педагоги могли прийти и поработать. Одновременно откроется и виртуальный музей истории челябинского муниципального образования. Ходишь мышкой по коридорам, кликаешь на экспонаты, ссылки. Самые старые экспонаты – дореволюционные.
http://chel.kp.ru/daily/24424.4/593800/
ПОДУМАТЬ...
О чтении и нечтении
…Любой образованный, знакомый с историей мировой цивилизации человек понимает: только читающая нация создаёт материальные и духовные ценности мирового уровня. Страна с нечитающим населением – страна “отвёрточных технологий”, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешёвой рабочей силы.
Сегодня более 40% взрослого населения России книг вообще не читает. Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. Абсолютные тиражи книг для юношества (а это более трети населения) просто катастрофичны: примерно 1/10 000 процента от общего количества издаваемых. За последние 20 лет выросло два поколения нечитающих россиян, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети. Считанные проценты семей сегодня имеют домашнюю библиотеку.
Исследователи из Института социологии РАН утверждают, что только 13–14 процентов взрослых читателей и зрителей понимают сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач.
Прямым подтверждением этих данных российских учёных стали исследования в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних школьников. Одной из целей исследования являлось определение у подростков навыков чтения и использования полученной информации. Так вот с самыми сложными задачами справились лишь 1,7 % юных россиян. Это почти в шесть раз меньше, чем у их сверстников из остальных 39 стран.
Как вернуть нашему отечеству славу самой читающей страны в мире? Кто может создать государственную программу развития чтения, сопряжённую с программами социального, экономического и инновационного развития России?
http://www.rg.ru/2010/01/13/pyl.html
Сетевое взаимодействие
Вопросы сетевого взаимодействия становятся всё более актуальными среди работников образования, что вполне естественно и закономерно в условиях бурного развития сетевых технологий. Одной из форм такого взаимодействия является участие в сетевом профессиональном сообществе.
В одном из блогов читателям-коллегам была предложена анкета “Сетевое сообщество и я”. В анкетировании приняли участие 25 человек, из которых 64% являются участниками какого-либо сетевого сообщества, а 8 % собираются туда вступать. Почему же люди становятся участниками таких сообществ? По мнению респондентов, участие в профессиональном сетевом сообществе даёт:
– возможность профессионального развития (96%),
– возможность профессионального общения (80%),
– возможность получить помощь (72%),
– возможность приобретения методических материалов (68%),
– возможность трансляции своего опыта (56%),
– возможность самореализации (48%).
Неплохой вариант ответа предложил кто-то из коллег: “Возможность поделиться опытом выживания”.
Что касается информации, которую коллеги хотели бы видеть в профессиональном сетевом сообществе, то она распределилась на следующие группы:
– методические материалы (72%),
– дискуссии и обсуждения проблем (68%),
– инструменты для создания совместных материалов (64 %),
– новости библиотечного мира (52%).
Блог библиотекаря http://schoolibrary-stranger.blogspot.com/2009/12/blog-post_08.html
Материалы подготовила Елена Иванова