Елена Реброва
ЗАВЕРШИЛСЯ III Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек, в котором участвовали 179 библиотечных сайтов и интернет-проектов. Подробно познакомиться с положением о конкурсе, а также прочитать о членах жюри и победителях можно в Интернете по адресу http://www.library.ru/konkurs/public3/.
Заметим, что число участников год от года растёт: в 2004 г. их было 107; в 2006 г. – 124; в 2008 г. – 135.
В декабре 2009 г. были подведены итоги конкурса и в каждой из четырёх номинаций определены победители. Ими стали:
• в номинации “Лучший сайт центральной универсальной библиотеки субъекта Российской Федерации” – Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г.Белинского, г. Екатеринбург (http://book.uraic.ru/);
• в номинации “Лучший сайт централизованной библиотечной системы (ЦБС), муниципальной публичной библиотеки – Центральная городская библиотечная система, г. Тюмень (http://www.citylib-tyumen.ru/);
• в номинации “Лучший библиотечный интернет-проект” – проект “Деметра/Ярославика” Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова, г. Ярославль (http://demetra.yar.ru/);
• в номинации “Лучший сайт детской, юношеской, детско-юношеской библиотеки” – Детские страницы МУК ЦБС г. Сургута, Тюменская область (http://kids.slib.admsurgut.ru/).
И, как вы понимаете, именно о Детских страницах Сургутской ЦБС мы и решили сегодня рассказать.
Заглянув на сайт, первое, что обнаруживаем, – вопрос: как стать великим? Шпаргалка по достижению такой детской/недетской цели помещена прямо на главной странице. Вам тоже интересно? Тогда читайте!
“…Великим может стать каждый! Да, да! Не сомневайся. …Как развить в себе лучшие качества и навыки? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным? Где найти примеры, информацию о великих людях? Много такой информации можно найти в книгах. А книги можно найти в библиотеке.
Чтобы тебе помочь, мы составили специально для тебя персональную библиотеку. В ней ты найдёшь примеры силы и отваги, находчивости и выносливости, юмора и оптимизма, любви и уважения. Итак, сейчас тебе уже…”
Ниже представлены ссылки – по возрастным группам от 9 до 15 лет. Выбирая свой возраст, ребята переходят на страничку, где им предлагают книги для чтения. Это привычный библиотекарям рекомендательный список литературы, только в веб-среде – с гиперссылками. Так, 9-летние могут познакомиться с отрывками из книг В.Берестова, Ю.Коваля, некоторыми стихотворениями А.Тимофеевского. Здесь чтят Гражданский кодекс, и потому авторские права не нарушаются: книги выложены не целиком, а в отрывках. И если чтение на сайте увлекло – добро пожаловать в библиотеку! Такое вот виртуальное заманивание!
Главная страница сайта – это насыщенное, разнообразное информационное поле, привлекательное для любопытных, активных ребят.
В верхней части расположились отсылки к рубрикам: “Энциклопедии”, “Каталог книг А–Я”, “Афиша”, “Актив”, “Библиотеки”, “Задать вопрос библиотекарю”, “Порекомендовать книгу”.
“Энциклопедии”. Здесь приведены разные интересные факты из жизни великих людей с гиперссылками к их биографиям. Например, на странице написано: “Петя Чайковский (будущий Пётр Ильич) в 4 года сам выплакал у родителей разрешение заниматься музыкой”. После нажатия на “Петю Чайковского” открывается страница с биографией композитора.
Так ребята попадают в привычное им электронно-виртуальное пространство и легко там существуют. Но при этом исподволь (я бы даже сказала – почти незаметно!), они заманиваются в реально-библиотечную среду. Да, да! Ведь им обязательно захочется прочитать что-то ещё, кроме размещённого на сайте!
“Каталог книг А–Я”. Щёлкаем и видим гиперссылки к нескольким разделам.
“Найти книгу в детской библиотеке” – это поле электронного каталога, где формируются запросы на книги.
“Памятка по поиску в каталоге”. На странице поясняется, с чего начать поиск, что означают зачастую непонятные ребятам словосочетания (сигла хранения, индекс ББК), почему важны автор произведения и издательство.
“Афиша”. Экскурсии, книжные выставки, театрализованные представления – здесь можно прочитать обо всём, что происходит в библиотеке и вокруг неё.
“Актив”. Страница этой рубрики приглашает ребят принять участие в творческих состязаниях, викторинах и конкурсах. Так и написано: “Выбери ссылку и жми”. Жмём. Появляется список с гиперссылками: “Клубы”, “Конкурсы, викторины”, “Галерея наших работ”, “Я хочу прислать свою работу”, “Я рекомендую прочитать всем!”, “Медиатека”. Открывая по очереди все ссылки, обнаруживаю:
• в “Клубах” – краткое описание деятельности, место и часы работы кукольного театра, музыкального клуба-караоке, творческой студии;
• в “Конкурсах, викторинах” – итоги этих мероприятий, списки победителей;
• в “Галерее наших работ” – отсканированные рисунки детей, их стихи и прозу;
• в “Я хочу прислать свою работу” – пояснения, как стать участником конкурсов;
• в “Я рекомендую прочитать всем!” – отзывы ребят о любимых книгах;
• в “Медиатеке” – представление конкурсов, курсов и занятий, которые проводятся в этом отделе библиотеки.
“Библиотеки”. На этих страницах собрана информация о библиотеках города, их местонахождении, часах работы, структуре и фонде.
“Задать вопрос библиотекарю” и “Порекомендовать книгу” – пройдя на эти страницы, обнаруживаю адрес электронной почты, по которому ребята могут отправлять свои вопросы и отзывы о прочитанной книге.
Дотошно и пристально продолжаем исследовать пространство сайта. Что тут в правой части страницы? Разделы: “В помощь взрослым”, “Медиатека”, “Попробовать книгу”, календарь.
Полюбопытствуем, что же предлагают почитать взрослым. Сказки для чтения на ночь, сценарии праздников, списки литературы по психологии, воспитанию и обучению ребёнка. А ещё – приглашение в игровую комнату “Растишка” и на виртуальную выставку “Школа молодых родителей”.
У календаря – свое название: “Что ни день – то…” Нажимайте на цифру в календаре с гиперссылкой и узнавайте о знаменательных датах и юбилеях этого дня. Так, пробуя как работает календарь, узнаём о событиях декабря: юбилее А.Вертинской, Дне прав человека. И ещё много чего интересного здесь обнаруживается. Но нам надо успеть посмотреть и все остальные разделы. Потому – идём дальше.
“Попробовать книгу” – что же кроется за таким “гастрономическим” названием? Отрывки из книг, которые можно “попробовать”: “Недопёсок”, “Волшебное кольцо”, “Тайны Российской империи” и многих других.
Специальный ресурс, который можно и посмотреть и даже “скачать”, – “Путеводитель от А до Я”. Это мультимедийное представление библиотеки и рассказ о правилах пользования.
Переходим к изучению левой части Детских страниц. Она представлена рубриками “Новости”, “А знаете ли вы, что?”, “Мой Сургут”, “Книга месяца”, “Виртуальная выставка”.
“Новости” – это информация о новогоднем карнавале в Центральной детской библиотеке, приглашение принять участие в исследовании “Изучение интересов пользователей Детских страниц сайта МУК ЦБС. Оценка качества сайта”, рассказ о новинке в “Медиатеке” – аудиокниге Н.Тэффи.
“А знаете ли вы, что?” Несомненно, эта страница – для Почемучек! Они узнают, почему учебный год начинается 1 сентября; где впервые появились школьные оценки; какое настоящее имя Дон Кихота и многие другие интересные литературные факты. Кроме того, здесь приведён список сайтов, которые увлекательно рассказывают о книгах и других произведениях: сайт “Музей фактов”, блог “Интересно о …книгах и литературе”, сайт “О книгах и о писателях” и некоторые другие.
“Мой Сургут” – страница, посвящённая истории города.
“Книга месяца” – краткая аннотация исторической повести О.Гурьяна “Свидетели”, рассказывающей о событиях во Франции в начале XV века. И – данные о местонахождении книги: адрес библиотеки, отдел, часы работы, контактный телефон.
“Виртуальная выставка” приглашает ребят в мир головоломок, ребусов, кроссвордов. Здесь можно открыть три гиперссылки:
• Головоломные книги – с описанием, краткой аннотацией и местонахождением;
• CD и развивайся: описание дисков и их местонахождения;
• Журнальные игры – описание журналов с играми.
Таким вот подробным стало моё знакомство с Детскими страницами сайта ЦБС г. Сургута. А всё потому, что есть о чём рассказывать, писать. Это не привычная “визитная карточка” библиотеки с адресом и часами работы. Это живой, обращённый к своему читателю и регулярно работающий с ним ресурс. И абсолютно очевидно, что все технические нововведения и предложения веб-среды в данном случае и для данного коллектива – не цель, а средство. Возможность сделать библиотеку и работающих в ней профессионалов более видимыми, значимыми, необходимыми. Что нашим коллегам, несомненно, удаётся!
Газета “Библиотека в школе” поздравляет весь коллектив детской библиотеки с заслуженной победой в конкурсе сайтов!