Елена Шамонина
НАВЕРНОЕ, у каждого жителя средней полосы есть своя история, связанная с ёжиком. К кому-то ёж забрёл в дачный дом ночью и своим топаньем перепугал всех домочадцев, кто-то принес ёжика из леса или из парка, и он жил в доме, ведя свою совершенно самостоятельную жизнь и не собираясь уходить, кто-то кормил ёжика макаронами... Вспомним сказки братьев Гримм, детские истории Н.Носова, картинки В.Сутеева. Ёж с детства воспринимается нами как воплощение домашнего тепла, близости природы и человека. Про ежей рисовали мультфильмы, даже создали самостоятельный интернет-портал, посвящённый ежам: http://ejik-land.ru/.
Такое внимание просто объяснить – детей
привлекает всё, что понятно и доступно, и ёж –
идеальный объект для детского интереса. С одной
стороны это – дикий лесной житель, с
другой – его видел почти каждый, потому что он
не только не боится людей, но и готов изменить
свои привычки, приспособившись к образу жизни
человека. Ёж ходит по земле, поэтому не надо
задирать высоко голову и выискивать его в ветвях
деревьев, чтобы увидеть. Если он не успевает
убежать, то сворачивается клубочком, поэтому его
можно потрогать (при этом не боясь, что он укусит,
в отличие, например, от белки). Родители могут
быть относительно спокойны за безопасность
малышей, создавая положительный образ ежа у
своих детей
(в отличие, например, от образа безобидного
мышонка или доброго мишки, которые порой
приводят к трагическим последствиям). Поэтому
ёж – прекрасный повод обратить внимание детей
на природу рядом с нами, пробудить в них интерес к
природоведению.
Например, в Центральной детской библиотеке № 40 им. Сурикова г. Москвы среди всевозможных экологических праздников один, проведённый в октябре 2009 г., был посвящён ёжикам. Он прошёл под названием “По роще калиновой шёл ёжик резиновый”. Такого рода праздник представляет большой интерес и с точки зрения школьной программы естественных наук, и с точки зрения выявления детских творческих инициатив. При подготовке к этому празднику был объявлен конкурс на лучшую поделку, посвящённую ёжику. Наверное, в наше время очень раннего индивидуализма и равнодушия к массовым мероприятиям это удивительно, но дети, безусловно, с помощью и с участием родителей, с радостью откликнулись. В конкурсе приняли участие 150 детей района, которые принесли самые различные поделки из бумаги, шишки, ёлочки. Были такие необычные поделки, как ёжики из пирожных – безе. Был глобус, обклеенный кленовыми листьями, на нём – три пластилиновые фигурки зверьков, один из которых, конечно же, ёж. Во время праздника организаторы провели конкурсы, в том числе с загадками, поставили спектакль по двум сказкам Сергея Козлова про друзей ёжика и медвежонка. В гости пришла станция юннатов Северного административного округа со своими питомцами: кроликами, морскими свинками, черепашками (отсутствие ежей пришлось объяснить зимней спячкой), с мастер-классом по изготовлению изображений зверьков. Был журнал “Юный натуралист” с викториной о лесных обитателях средней полосы. Дети рассказывали стихи о ёжиках, пели песни, участвовали в играх. Без преувеличения совершенно точно могу сказать, что участие в мероприятии доставило удовольствие всем – и детям, и взрослым.
Нужны ли такие мероприятия? Конечно. Ведь дело не в воспитании любви к ежам, которые далеко не редкость в наших краях и пока, к счастью, не требуют специальной охраны. Дело в том, что городские дети часто растут оторванными от природы, не знают, как выглядят олени, как отличить ясень от вяза и чем песня пеночки-теньковки отличается от нежных трелей малиновки. Всему этому научить невозможно, если ребёнок сам не проявит интерес к природе. А вот подтолкнуть его к этому интересу можно, начав с простого и понятного – например, с жизни ежей.
Конечно, нельзя идеализировать природу в глазах ребёнка, необходимо напоминать маленькому человеку и об опасностях, связанных с дикими животными. Ведь нежно-домашний образ ежа, созданный сказками и мультфильмами, не совсем соответствует действительности: ёж – маленький хищник, не только уничтожающий садовых вредителей, но и являющийся разносчиком неприятных болезней, в частности бешенства. ёж, “прочёсывая” траву весной, собирает очень большое количество клещей, становясь, соответственно, переносчиком возбудителей энцефалита.
Но следует учить ребят уважать жизнь маленьких обитателей леса. Например, стоит научить детей бережно относиться к спячке животных. Обязательно следует развеивать у детей мифы, в частности о том, что ежей следует кормить молоком, – ежи страдают непереносимостью лактозы, и молоко может только повредить зверьку.
Вряд ли в рамках настоящей статьи стоит рассказывать о жизни ежей – есть интересные профессиональные источники, в которых можно много почерпнуть об особенностях биологии и физиологии этого маленького зверька. Правильнее направить ребёнка, указать ему эти источники и научить ими пользоваться. Именно так мы сможем привить ребёнку интерес к окружающему миру и научить самостоятельно его исследовать, что для нас, наверное, самое главное.