Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2010

Людмила Сухова

По страницам наших газет за декабрь 2009 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Белюстов В. Н. Физические досуги / В. Н. Белюстов // Физика. – 2009. – № 24. – С. 18–19. – (Борисоглебский выпуск).

Гайдаенко Е. Добрым молодцам урок : Антикризисные сказки / Е. Гайдаенко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 24. – С. 21. – (Классный час).

Дымова И. Встреча с собой : Лекарство от пессимизма / И. Дымова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 24. – С. 14–20. – (Классный час).

Иомдин Б. Литературный маскарад / Б. Иомдин, О. Шеманаева // Русский язык. – 2009. – № 24. – С. 23–25. – (Учение с увлечением).

Игра состоит в том, что фрагмент какого-либо известного литературного произведения маскируется под другое известное произведение путём замены имён героев, а иногда ещё и некоторых предметов, географических названий и др. Ведущий зачитывает “переодетые” тексты. Задача играющих – узнать “маску”, зашифрованное произведение, авторов и по возможности восстановить исходный текст.

Киселёва Н. В поисках страны Гармонии : Классные часы для учащихся 5–7-х классов общеобразовательной школы / Н. Киселёва, К. Безух // Здоровье детей. – 2009. – № 24. – С. 12–19. – (Конкурс. Номинация “Моя методика”).

Плотникова Е. Как всё начиналось, или Индейская повесть : Познавательный спектакль для учащихся 1–6-х классов / Е. Плотникова // Здоровье детей. – 2009. – № 24. – С. 29–30. – (Конкурс. Номинация “Выбор за тобой”).

Цели: изучение и пропаганда Правил дорожного движения через нестандартное представление с элементами игры.

Пятаков Е. Право на оптимизм : Психологический очерк / Е. Пятаков // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 24. – С. 22–27. – (Классный час).

Цель статьи – помочь читателю понять особую логику мышления оптимиста и пессимиста, типичные базовые убеждения, на основе которых они строят свою жизненную философию, а также возможные результаты, как положительные, так и отрицательные, к которым может привести следование этим убеждениям.

Хухлаева О. Я знаю, что многое могу! : Развитие оптимизма / О. Хухлаева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 24. – С. 10–12. – (Классный час).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Галица Е. Детские сокровища : Волшебство родительской любви / Е. Галица // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 24. – С. 45–46. – (Глазами учителей).

Забота о радостном мироощущении ребёнка – самая счастливая, но не самая лёгкая из всех родительских обязанностей. Радостный ребёнок – это награда для родителей за их усилия. Как же уберечь его изначальный оптимизм, детскую жизнерадостность?

Каменский С. Максимум обязанностей, минимум прав : Мы хотим воспитать ответственность, а воспитываем послушание и исполнительность / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 23. – С. 19. – (Детный мир. Педагогические парадоксы).

Поликарпова В. Действуем сообща : Этапы построения отношений между семьёй и школой / В. Поликарпова // Управление школой. – 2009. – № 23. – С. 41–43. – (Партнёрство. Вместе с семьёй).

Рябева А. Как сказать ребёнку “нет” : Семинар для родителей / А. Рябева // Школьный психолог. – 2009. – № 23. – С.12–14. – (Конкурс. Номинация: “Психолог и семья школьника: идём на сближение”).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Борисова О. Зачётная кругосветка : Сценарий интерактивного занятия для учащихся 4-го класса / О. Борисова // Школьный психолог. – 2009. – № 24. – С. 33–36. – (Конкурс. Номинация: “Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами”).

Валуев Н. Путешествие на паруснике “Коммуникато” / Н. Валуев // Школьный психолог. – 2009. – № 24. – С. 20–26. – (Методическая копилка. Коммуникативные игры-плавания).

Цель тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

Минаева М. О ёжике, который хотел привлечь к себе внимание : Сценарий занятия с агрессивными детьми 6–9 лет / М. Минаева // Школьный психолог. – 2009. – № 23. – С. 10–11. – (Наши дети).

Неклюдова С. В мире эмоций / С. Неклюдова // Начальная школа. – 2009. – № 24. – С. 31–33. – (В союзе с психологией).

Занятие-праздник по социально-психологической адаптации младших школьников, на котором обобщаются и расширяются их представления об основных эмоциях и чувствах, а также закрепляется желание искать способы выхода из психотравмирующих ситуаций.

Нилова И. По волнам жизни / И. Нилова // Школьный психолог. – 2009. – № 24. – С. 27–30. – (Методическая копилка. Коммуникативные игры-плавания).

Игра для старшеклассников. Цель: сплочение коллектива через совместное решение задач в комфортных условиях ролевой игры.

Сакович Н. “Я – мама” : Большая психологическая игра / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2009. – № 23. – С. 46–47. – (Игротека).

Цели и задачи: актуализация роли матери, осознание неэффективных моделей взаимодействия с ребёнком, определение этапов повышения материнской эффективности.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Гурин Ю. Охотники за слонами : Национальные игры / Ю. Гурин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 23. – С. 41–42. – (Классный час).

В культурах разных народов зачастую можно узнать знакомую игру, но в новом, неожиданном варианте. Тогда играть становится ещё интереснее, а чужие национальные традиции оказываются нам намного ближе.

Жаринова В. Дверь в детство : Поход для учащихся средних классов и их родителей / В. Жаринова // Здоровье детей. – 2009. – № 24. – С. 26–28. – (Конкурс. Номинация “Физкультпривет!”).

Пятаков Е. Основы конструктивной философии жизни / Е. Пятаков // Школьный психолог. – 2009. – № 23. – С. 17–32. – (Книга в газете).

Юность – переломное время, несущее с собой много возможностей, но и опасностей. Одна из них – формирование пассивной, упаднической философии, способной испортить человеку всю последующую жизнь. И, к сожалению, современное состояние общества немало этому способствует.

Как же, несмотря на это, развить в себе волю, творческие таланты, любовь к жизни. Об этом рассказывается в этом материале. Говоря совсем простым языком, автор попытался раскрыть глубинную суть таких явлений, как пессимизм и оптимизм. По его мнению, и первое и второе – особые формы мировоззрения и мировосприятия. А поскольку их формирование может быть вполне осознанным и управляемым процессом, именно от человека зависит, кем он станет: пессимистом, оптимистом, рационалистом-обывателем. И, соответственно, как сложится его судьба.

Не претендуя на бесспорность, автор надеется, что его рассуждения будут полезны не только подросткам, юношам, их родителям и учителям, но и другим людям, пытающимся разобраться в себе. В конце концов, пока жив человек, изменения к лучшему возможны.

ПОДРОСТОК

Корчагина Ю. Не подходи ко мне – я обиделась… / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 24. – С. 37–39. – (Вместе с психологом).

Всем знакомо чувство обиды, которое особенно тяжело переживается в пубертатный период. А у некоторых подростков обидчивость становится чертой характера, мешающей жить и им самим, и окружающим.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Казарова Е. Эмблема толерантности : Занятие по психологии для учащихся 6–8-х классов / Е. Казарова // Школьный психолог. – 2009. – № 23. – С. 8–9. – (Психолог у доски).

Цели и задачи: формирование установки на толерантное поведение; знакомство с понятием “толерантность”, осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека, осознание особенностей поведения человека, погружённого в непривычную культурную ситуацию.

ПРОБЛЕМА

Вострокнутова Н. В. Дела семейные – проблема общая? : Программа консультационной работы с родителями / Н. В. Вострокнутова // Здоровье детей. – 2009. – № 23. – С. 22–24. – (Целевая группа – родители).

Цель программы: обучить специалистов образовательных учреждений основам психологии семьи в аспекте задач антинаркотической профилактической помощи, проведению семейной диагностики, направленной на выделение дисфункциональных семей с риском употребления детьми психоактивных веществ, а также навыкам психокоррекционной работы при конфликтах в детско-родительских отношениях.

Корчагина Ю. Шарф хвостиками назад : Из цикла “Размышления подросткового психолога” / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 23. – С. 36–40. – (Целевая группа – учащиеся).

…Передозировка. Больница. Наркодиспансер. Именно здесь героиня истории встретила психолога, который помог ей разобраться в себе и справиться со своими проблемами.

История выздоровления, написанная подростком.

Макеева А. Все цвета, кроме чёрного : Педагогическая профилактика наркозависимости / А. Макеева // Здоровье детей. – 2009. – № 23. – С. 28–35. – (Целевая группа – учащиеся).

Плющ И. Модели деятельности : Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / И. Плющ // Здоровье детей. – 2009. – № 23. – С. 7–9. – (Целевая группа – учителя).

Ростова Л. Детство как проблема. Социальная, психологическая, культурная… : Современный ребёнок в фокусе научных исследований / Л. Ростова // Первое сентября. – 2009. – № 23. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).

Стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде : (Выдержки из проекта) // Здоровье детей. – 2009. – № 23. – С. 14–20. – (Целевая группа – учителя).

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Ананьева Т. Графическая беседа “Мой профессиональный выбор” : Проективный метод на этапе предпрофильной ориентации / Т. Ананьева // Школьный психолог. – 2009. – № 24. – С. 16–17. – (Метод в теории и на практике).

Башлай Э. Я ищу работу : Деловая игра / Э. Башлай // Школьный психолог. – 2009. – № 24. – С. 6–8. – (Конкурс. Номинация: “Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия”).

Сценарий деловой игры с элементами дискуссии и практической работы “Профессиональное самоопределение, или Критерии осознанного выбора профессии”.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алимова Н. В чём ваша сила? : О признаках корпоративной культуры в школе / Н. Алимова // Управление школой. – 2009. – № 23. – С. 10–14. – (Наука управлять. Коллектив).

Словосочетание “корпоративная культура” появилось в нашей жизни вместе со словами “менеджмент”, “маркетинг”, “рынок”, “бизнес” и т.п. Какое-то время школа оставалась в стороне от этого. Но очень скоро стало очевидно, что эти понятия прочно утверждаются в жизни образовательных учреждений…

Андреева М. Учитель – профессия дальнего действия : Методические рекомендации для школьных и детских библиотек к Году учителя / М. Андреева, М. Короткова // Библиотека в школе. – 2009. – № 23. – С. 19–21. – (Библиотечное дело. Картотека опыта).

Бугрова Н. Общение, а не изоляция : О некоторых направлениях в области развития системы повышения квалификации педагогов / Н. Бугрова // Управление школой. – 2009. – № 23. – С. 21–25. – (Наука управлять. Тенденции).

Вачков И. Зеркальная линза : Сказкотерапия в работе учителя / И. Вачков // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 24. – С. 4–5. – (Педагогическая поддержка).

Витковский А. От чего зависит успех школьного сайта? : Лучшие веб-страницы получаются, когда у школы есть внутренняя потребность быть открытой большому миру / А. Витковский // Первое сентября. – 2009. – № 23. – С. 13. – (Школьное дело. Виртуальная школа).

Волощук И. Три кита готовности к обучению : Занятия с будущими первоклассниками должны быть особенными и совсем-совсем непохожими на школьные уроки / И. Волощук // Первое сентября. – 2009. – № 23. – С. 12. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Елашкина А. Детская софистика, или Почему “задача не решается” : Важно не подсказывать ответ наводящим вопросом, не давить, а работать с самой уловкой, с уходом от решения. Это поможет выявить, что же конкретно не понимает ребёнок / А. Елашкина // Первое сентября. – 2009. – № 23. – С. 9. – (Школьное дело. Когда знания обретают смысл).

Игнатова И. “Пучки” и “гроздья” управления : Кластер – инновационная форма руководства учреждением допобразования / И. Игнатова, Н. Екимова // Управление школой. – 2009. – № 24. – С. 17–20. – (Наука управлять. Взаимодействие).

Вследствие каких перемен образовательное учреждение способно достигать более высоких, чем ранее, результатов своей деятельности? – Благодаря качественным изменениям в компонентах системы образования, которые продиктованы инновационным подходом: в содержательных видах деятельности, реализуемых общих и специальных функциях управления, программах, технологиях и методах; в развитии кадрового потенциала участников совместной работы.

Кособок М. Чего не хватает “трудному” ребёнку? / М. Кособок // Управление школой. – 2009. – № 24. – С. 35–37. – (События. Успех ученика).

В России побывал профессор Педагогического университета Мариан (штат Висконcин, США) доктор Энтони Даллманн-Джонс. Несколько лет он проработал школьным учителем, затем директором школы. В настоящее время возглавляет Национальную ассоциацию педагогов, занимающихся с детьми группы риска. В нашу страну он приехал, чтобы выступить на Соловейчиковских чтениях.

Курбатов Р. Урок, который начинается с фильма : Никаких “вступлений”, “объяснений” и “обратите внимание на…”. Просто выключаем свет и смотрим! / Р. Курбатов // Первое сентября. – 2009. – № 24. – С. 11. – (Школьное дело. Зрительный зал).

Это рассказ о том, как соединить удовольствие и учёбу. Какую пользу можно извлечь из просмотра фильмов на уроках истории. А может, и не только фильмов. И не только на уроках истории.

Леонтьева О. Пробный ЕГЭ: постараемся уменьшить стресс : Разбор результатов любого промежуточного тестирования нужно проводить по возможности индивидуально / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 23. – С. 8. – (Школьное дело. Наши ученики выходят на старт).

Литвинова Е. Чтобы требования к ученику совпадали с его требованиями к самому себе : Не контролировать, не принуждать, а создавать среду, воспитывающую ответственность / Е. Литвинова // Первое сентября. – 2009. – № 24. – С. 9. – (Школьное дело. Цели и ценности).

Иметь своё мнение и отношение к тому, что происходит вокруг, возможность влиять на ситуацию – естественная потребность свободного и ответственного человека. Только вот откуда такой человек возьмётся? Об этом размышляет учитель частной школы.

Моисеев А. Пишем программу развития : Как правильно создать главный стратегический документ школы / А. Моисеев // Управление школой. – 2009. – № 24. – С. 12–16. – (Наука управлять. Преобразования).

Реброва Е. Педагогика счастья по Бим-Баду : http://www.bim-bad.ru / Е. Реброва // Библиотека в школе. – 2009. – № 23. – С. 4–6. – (Библиотечное дело. Загляните на сайт).

Обзор сайта академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Михайловича Бим-Бада.

Сенокосов А. И. Школьная фотостудия? Это реально! / А. И. Сенокосов // Информатика. – 2009. – № 23. – С. 31–34. – (Предлагаю коллегам).

Советова Е. Развитие учительского потенциала : Внутришкольная модель / Е. Советова // Управление школой. – 2009. – № 23. – С. 15–20. – (Наука управлять. Обучение педагогов).

Шакурова М. “Быть значимым другим” – что это такое? : Попробуем оценить собственную авторитетность для конкретного ребёнка. И понять, что делать, когда она слишком мала / М. Шакурова // Первое сентября. – 2009. – № 24. – С. 10. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Шелыганова Т. Спектакль года. И не только!.. : Школьный театр – это прежде всего пространство внутреннего развития ребёнка / Т. Шелыганова // Первое сентября. – 2009. – № 24. – С. 13. – (Школьное дело. Занавес поднимается).

НА ЭКСКУРСИЮ

Шенкман В. Жюль Верн: с осьминогом – на дружеской ноге / В. Шенкман // Литература. – 2009. – № 24. – С. 24–25. – (Литературная карта).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ

Рыжкова Т. Прогулки по петербургским окраинам, или Маленький человек в большом городе / Т. Рыжкова // Литература. – 2009. – № 23. – С. 24–27. – (Литературные прогулки).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Калуцкая Е. Интересно, понятно, красиво / Е. Калуцкая // История. – 2009. – № 23. – С. 24–26. – (Книгочей).

О книге Н.В.Варнаевой и И.Е.Семёновой “История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца XV века”.

Козлов С. Крест Адмирала / С. Козлов // История. – 2009. – № 24. – С. 18–21. – (Книгочей).

О книге П.Н.Зырянова “Адмирал Колчак, Верховный правитель России”.

Молдавская К. Не страшно! / К. Молдавская // Библиотека в школе. – 2009. – № 23. – С. 28–29. – (Книжные палаты. Книга подана).

О книге Д.Пеннака “Школьные страдания”.

В основу книги современного французского прозаика легли его личные переживания двоякого рода – опыт отстающего ученика и наблюдения “продвинутого” учителя. Это лёгкое, изящное, остроумное сочинение в 2007 году было удостоено престижной французской литературной награды – премии Ренодо.

ИМЕНА

Кушнер А. Об Иннокентии Анненском / А. Кушнер // Литература. – 2009. – № 23. – С. 5–9. – (Листки календаря).

Порядина М. Ничего плохого : / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2009. – № 24. – С. 30–31. – (Личность. Календарь круглых дат).

К 225-летию со дня рождения Якоба Людвига Карла Гримма.

Шеваров Д. Девочка декабря : Об Анне Ганзен / Д. Шеваров // Библиотека в школе. – 2009. – № 24. – С. 29. – (Личность. Календарь круглых дат).

Шеваров Д. Колпак доброго волшебника : Занавес закрылся, детство кончилось, а мальчик, сыгравший в домашнем спектакле волшебника, продолжал всю жизнь творить чудеса / Д. Шеваров // Библиотека в школе. – 2009. – № 23. – С. 30–34. – (Личность. Имя в истории).

О В.А.Жуковском.

Из переписки В.А.Жуковского и А.П.Елагиной.

Штейфон Б. Дух и борьба / Б. Штейфон // История. – 2009. – № 24. – С. 6–16. – (Анфас и профиль).