Татьяна Рудишина
НА ОБЛОЖКЕ – “Как хорошо…”. Открыли обложку – “Как хорошо уметь…”. Перевернули страничку – “Как хорошо уметь читать!..” Игра, лёгкое озорство, хороший стиль начинаются прямо с обложки сборника стихов, рассказов, повестей, сказок для детей участников литературного фестиваля “Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗА” (Санкт-Петербург 26–28 ноября 2009 года). Когда-нибудь эту книжицу, изданную тиражом, который столь мал, что его даже не указали составители, будут разыскивать чудаки-исследователи детской литературы нулевых годов ХХI века.
Среди авторов в основном те, кто: уже имеет выпущенные книжки, журнальные публикации, был удостоен звания лауреата тех или иных литературных конкурсов, был замечен литературной общественностью, – Галина Дядина, Ирина Зартайская, Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак, Евгения Ярцева, Дина Бурачевская, Тамара Михеева, Наталья Дубина, Елена Усачёва и другие.
Сборник начинается с напутствия молодым литераторам, к которым обратились, одновременно к читателям и молодым авторам, столпы питерской детской книги В.М.Воскобойников, М.Д.Яснов, С.А.Махотин – они же – хранители традиции. Их обращение во многом именно об этом – об осознании традиции в детской литературе. Недаром В.М.Воскобойников вспоминает, как при издательстве “Детгиз” работало литературное объединение молодых писателей, ставших впоследствии знаменитыми: Святослав Сахарнов, Радий Погодин, Николай Сладков, Виктор Голявкин, Мария Семёнова, Екатерина Мурашова. Лучшие произведения печатались в сборнике “Дружба”.
В кресле Людмила Степанова. Стоят:
Елена Ракитина, Дина Крупская,
|
Сергей Махотин, Михаил Яснов,
Валерий Воскобойников.
|
Что нужно уметь молодым авторам? “Держать звук” (духовное завещание Самуила Яковлевича Маршака поколению Валентина Дмитриевича Берестова) и “Уметь слышать”. Теперь уже своими хитростями-премудростями с молодыми литераторами делится следующее поколение – Михаил Яснов и Сергей Махотин. Чтобы не прервалась ТРАДИЦИЯ.
“ДЕРЖАТЬ ЗВУК”
Однажды Валентин Дмитриевич Берестов, рассказывая о Самуиле Яковлевиче Маршаке, передал нам духовное завещание своего учителя: “держать звук”.
Мне кажется, хорошие стихи для детей пишутся тогда, когда поэт понимает задачу, знает аудиторию и умеет “держать звук”, то есть пишет стихи, в которых проявляется самостоятельность поэтического мышления, неожиданность и точность звучания слова.
Молодые поэты, представленные в этом сборнике, – все, хотя и в разной степени, – обладают этими качествами и владеют этими навыками. Более того: большинство просто “погружены” в язык, поэтому, возможно, им в значительной степени присущи “филологический юмор” и оглядка на традицию, что сказывается в вольном или невольном цитировании предшественников и переосмыслении узнаваемых традиций.
В двадцатом веке русская детская поэзия превратилась в значительное явление общей поэтической культуры. И снижать эту планку не годится ни при каких обстоятельствах.
Поэтому наш общий разговор идёт вот о чём: что же нужно поэту, пишущему прежде всего для маленьких, чтобы его мастерство (а оно в серьёзном деле обязательно со временем приходит) стало сутью жизни и основой судьбы?
А нужно, на мой взгляд, вот что.
Любить детей.
Любить родителей.
Любить библиотекарей.
Любить литературу.
Главное – любить язык.
Научиться не изобретать велосипедов.
Очень внимательно слушать, что говорят дети.
Много написать, прежде чем опубликоваться.
Уметь читать – это самое трудное.
Ни в коем случае не обижаться на критику, даже на самую суровую.
И, как любой ребёнок, уметь счастливо удивляться.
Михаил Яснов
...И УМЕТЬ СЛЫШАТЬ
К глагольному названию нашего сборника я бы ещё добавил пару глаголов: “уметь слышать”. Уметь слышать и улавливать ежеминутно меняющуюся пластику детской речи, слышать и различать такие не похожие друг на друга голоса своих коллег по творчеству, и главное – уметь слышать свой голос, точнее, голос того, кто живёт внутри тебя, подсказывая количество строк в строфе и порядок слов в предложении. Умение слышать себя определяет интонацию. Она всегда неповторима. Вот почему в детской литературе нет и не может быть конкуренции. Вот почему детских писателей гораздо меньше, чем взрослых. Ибо не всякому дано сложно сочинённое предложение сделать столь простым, что даже троечник перепишет его без ошибок. А то и запомнит наизусть. И вдруг чему-то хорошему научится и что-то удивительное для себя откроет.
Авторы этой книги живут в разных городах, по-разному пишут, и герои их стихотворений, рассказов, сказочных повестей – разного возраста. Объединяет молодых поэтов и прозаиков то, что они умеют слышать, говорят своим голосом, а значит – не фальшивят. Это чрезвычайно важно!
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «reebok.ru». Если вы решили приобрести качественную и надежную обувь для танцев, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «reebok.ru». На сайте, расположенном по адресу www.reebok.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать обувь для танцев по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.reebok.ru.
Я им верю. Все они талантливы. Все интересны. Всех, я надеюсь, ожидает счастливая встреча со своими читателями.
Сергей Махотин