Евгения Глинкина
Вниманию читателей предлагается необычная
статья, В сущности это приглашение приобщиться к,
возможно, ещё незнакомому некоторым явлению –
блогостроению. В тексте много новых слов, которые
не посвящённым в блогерские занятия неизвестны
или не вполне понятны, что затрудняет восприятие
сути дела. В целях более предметного разговора
мы сопроводили текст статьи пояснениями
основных терминов, взятыми из справочников и
словарей.
Многие слышали про Живой журнал. Так вот – это
там. Присоединяйтесь!
УЧУСЬ РАБОТАТЬ В БЛОГЕ
|
Так назывались дистанционные курсы библиотекарей, организованные бесплатно Координационным центром домена .RU, “Школьным сектором” Ассоциации РЕЛАРН и РШБА. Я бы дала этим курсам другое название: “Технологии WEB 2.0 стоят на пороге. Откроем дверь?” Хотя это название несколько рекламное, но, на мой взгляд, очень подходит.
Блог (англ. blog, от web log – сетевой журнал или дневник событий) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре'менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют бло'герами (бло?ггерами). Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими.
Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами (http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог).
Обучение было рассчитано на два месяца и началось 19 октября. Как написала в своём блоге коллега Ирина Коткина, “жизнь разделилась на две части: до 19 октября и после”. И это действительно так. Мы не только многому научились, но и думать стали по-другому.
Обучение состояло из 9 модулей.
Началось оно с создания Google-аккаунта.
Аккаунт – это учётная запись, где хранится персональная информация пользователя для входа на сайт. Аккаунт нужен нам, когда мы проходим регистрацию где-либо в Интернете (чате, форуме и т.д.).
Это позволило получать почтовую рассылку из Google-группы и принимать участие в дискуссиях, проходящих в “комнате общения” библиотекарей FriendFeed.
FriendFeed позволяет обнаружить в сетях интересные темы и обсудить их с вашими друзьями. FriendFeed – агрегатор информации из различных социальных сетей, блогов, микроблогов и прочих сервисов, работающий в реальном времени. Доступен на 11 языках, в том числе на русском.
Одна из первых дискуссий была на тему “Проблемы библиотек в условиях национальной стратегии “Наша новая школа””.
Затем мы учились создавать блоги, знакомились с уже существующими библиотечными блогами, сравнивали их с веб-порталами и веб-сайтами, учились писать комментарии, пользоваться сервисами Google-reader, Google-переводчик и участвовали в дискуссии “Какие профессиональные проблемы может помочь решить ведение профессионального блога школьного библиотекаря?”.
Для знакомства с коллегами и выработки умения создавать слайд-презентации мы делали визитки-презентации и помещали их в свои блоги. Поместить визитку в блог было очень трудно, но мы справились и в “комнате общения” помогали друг другу как могли. Ведь у нас уже возникло социальное сообщество библиотекарей. А ещё мы пытались классифицировать существующие библиотечные блоги.
С появлением Интернета в нашей жизни мы окунулись туда, подчас даже не задумываясь о таящихся там опасностях. Поэтому пришлось познакомиться с правилами безопасности в Интернете (и разместить наиболее значимые в своих блогах), а также с особенностями соблюдения авторских прав, лицензий Creative Commons и разместить соответствующие гаджеты.
В программном обеспечении гаджет — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию.
Попутно мы учились вставлять в блог разнообразные гаджеты: счётчик посещений, поиск, постоянные читатели, переводчик и многие, многие другие. Но, поняв, что обилие гаджетов замедляет загрузку, с болью отрывали их от себя. Ведь это уже стало нашим детищем.
Осваивали работу с картами Google, оставляли на них метки расположения своих школьных библиотек, эти карты тоже размещали в блогах.
По сети путешествовали уже более целенаправленно, смогли отобрать электронные библиотеки, адаптированные для наших читателей, и установили ссылки на них в блогах. Создали коллекцию “Золотая полка” и “Музыкальная полка”.
По мере освоения блогосферы нас, скромных библиотекарей, стал всё больше занимать вопрос: как сделать блог интерактивным? Спасибо модераторам, что пришли на помощь и предоставили огромный перечень подсказок.
Модератор (от лат. moderor – умеряю, сдерживаю) – пользователь, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), в частности:
право стирать чужие сообщения;
право редактировать чужие сообщения;
удалять страницы пользователей;
ограничивать пользователей в правах редактирования и просмотра сайта (банить).
Точный перечень полномочий и обязанностей модератора на каждом сайте свой. Чаще всего модератор отвечает за соблюдение пользователями правил сайта.
Далее мы продолжали постигать азы блогостроения. Создавали говорящие аватарки, использовали Google-анкеты для проведения викторин, устанавливали RSS-потоки, необходимые для чтения полезных блогов, и закладки со ссылками на веб-ресурсы.
Аватарка – небольшое изображение, характеризующее участника блога, форума, либо отображающее его в прямом смысле слова (фотография); аватарки можно делать движущимися и звучащими.
Познакомились с интересным сервисом Picasa и участвовали в создании фотоальбома “Великие идеи для дизайна библиотеки “Нашей новой школы”” с использованием этого сервиса.
Picasa (пикаса) – бесплатная программа Google для работы с фотографиями.
Посмотрев этот фотоальбом, понимаешь, какие труженики наши библиотекари! Чего только они не делают для своих читателей! И с писателями встречаются, и театральные постановки с детьми устраивают, и занятия по информационной культуре проводят. А как библиотеки оформляют! Одно загляденье! У них везде компьютеры, электронные каталоги, да и смарт-доски перестали быть диковинкой. А зарплаты-то по-прежнему копеечные! Чиновники всё не угомонятся, продолжают срезать ставки, не платят за учебники. Но нашего человека этим не сломить!
ИНТЕРАКТИВ
Обучение продолжалось, становилось всё более захватывающим и интересным. Мы предпринимали меры, чтобы сделать наши блоги интерактивными. Установили чат – “быструю справку”, “вопрос-ответ”, skype (скайп).
Skype – бесплатные и почти бесплатные телефонные звонки через Интернет. При наличии веб-камеры могут быть с видеосвязью.
Научились скачивать и размещать видеоролики в YouTube. YouTube (произносится: ю-тьюб) – сервис в Интернете, предназначенный для просмотра и размещения созданного пользователями видео со всего мира в Интернете.
Мы осваивали сервисы, в которых можно работать коллективно: Mind-maps (интеллект-карты), Dabbleboard.
Нам предложено было самим составить интеллект-карту, осветив в ней какую-нибудь тему работы библиотеки.
Интеллект-карта, (англ. mind map, буквально – карта ума) – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
• эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
• мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объёмов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Dabbleboard (произносится: дэблборд, от англ. dabble – заниматься чем-то непрофессионально и board – доска, здесь понимается как школьная или общая доска для письма, рисования) – сетевой социальный сервис Web 2.0, который предназначен для совместного рисования на онлайн-доске в реальном времени. Нарисованные объекты можно передвигать, удалять, копировать; можно последовательно отменять или, наоборот, восстанавливать все действия.
Мне очень понравилась служба Dabbleboard, она стала одной из самых любимых. Этого своего рода смарт-доска, только в Интернете.
Вот тут-то наши блогини (не знаю, как правильно: блоггини, блогерши?) проявили себя в полной мере. Мы узнали много интересного, исследуя интеллект-карты коллег.
Познакомились мы и с сервисом WikiWall. Создали вместе со своими читателями газету. Очень простой и доступный сервис. А для современной школы эти службы – просто находка. Ведь сегодняшние дети разобщены, отсутствуют даже дворовые игры. А общаться-то хочется.
Сервис WikiWall – это wiki-стенгазета, которая позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками.
Если говорить о своём школьном детстве, то вспоминаешь прежде всего, наверное, не открытые уроки, а какие-то общие дела, походы, поездки, КВН, праздники.
Все перечисленные сервисы как раз очень хорошо использовать для коллективной работы детей в современных условиях, когда каждый сидит у своего компьютера. Можно давать задания на дом по составлению интеллект-карт по пройденному материалу, по созданию газет, а потом сравнивать, у какого класса интереснее получилось. А можно создавать блоги классов. Это позволит сплотить класс, а если говорить об образовательных целях, то просто повысит грамотность, позволит детям развиваться творчески. Глядишь, и к книге повернутся лицом.
Кстати, возможностям привлечения учащихся к чтению была посвящена skype-конференция “Информационная культура и школьная библиотека”.
Участвовали мы и в вебинаре.
Вебинар – особый тип веб-конференций. Связь, как правило, односторонняя — со стороны говорящего в данный момент, и взаимодействие со слушателями ограничено. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие аудитории и ведущего. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем.
ИТОГИ
Два месяца обучения пролетели. Не могу не сказать об авторах курса и модераторах, создавших удивительную, неповторимую, творческую и очень доброжелательную атмосферу. Назову их поимённо: Елена Ястребцева, Людмила Рождественская, Вера Корповская, Оксана Петрова.
Учиться было непросто, большинство библиотекарей выполняли задания дома поздними вечерами, в выходные дни, забросив свои семьи. Не у всех в библиотеках есть выход в Интернет, современное обеспечение. Но мы смогли дойти до конца, и это здорово!
Результат – наши блоги, такие нужные в работе с современным читателем. Не представляю, как обходились раньше без них?
А ещё – профессиональное общение, так необходимое всем нам, множество идей, появившихся после обучения, и, конечно же, бесценные знания. Жалко, что курсы закончились. Очень хочется продолжения.
Теперь у нас у всех одна главная задача: распространять полученные знания в школах – распахнуть дверь для технологий WEB 2.0. Многие уже успешно с этим справляются. Елена Николаевна Ястребцева предлагает не только проводить совместно с учителями уроки информационной культуры, но и вносить эти совместные уроки в расписание занятий.
В заключение представляю полученный опыт библиотекарей, обобщённый Еленой Николаевной и выраженный в следующих словах.
Каждый из нас: поверил в себя, поскольку поднялся ещё на одну ступеньку выше в своём образовании; с Интернетом стал почти “на ты”; научился осуществлять свои планы и идеи более современными методами; может предложить качественную помощь своим читателям. У нас исчезла боязнь публиковать свои материалы в Интернете.
Совместное творчество, профессиональное общение, огромное количество полезной информации для работы, учебно-практические задания, настоящее сетевое живое и эффективное самообучение, взаимообучение – всё это дали курсы.
Пожелание нашего модератора Елены Николаевны: “Счастливого полёта, дорогие библиотекари школ! Вы научились летать!”
ЗАМЕТКИ О БЛОГАХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
Целевая аудитория блогов различная. Большинство блогов предназначено одновременно для учащихся, учителей, библиотекарей и родителей. Но есть блоги для учащихся начальной школы, для среднего звена, для старшеклассников. Появился блог для обучения учителей созданию и ведению блога.
Дизайн тоже разный. Некоторые уже модернизировали шаблон и ведут блог с тремя колонками, меняют цвет, вставляют в название блога картинки.
О чём же можно прочитать в блогах школьных библиотекарей?
Содержание этих ресурсов разнообразно и познавательно. У многих темы перекликаются, но преподносятся они через призму конкретного библиотекаря, поэтому и читаются с большим удовольствием. Знаменательные даты, история и традиции праздников, программы по привлечению учащихся к чтению, рекомендации и обзоры книг, встречи с писателями.
Иногда посты (сообщения) напоминают маленькие миниатюры и увлекают, манят загадочностью сюжета, непредсказуемостью действия.
Отражаются и культурные новости: описываются выставки в музеях, фильмы, спектакли, виртуальные экскурсии. Совсем недавно бурные дебаты вызвал телефильм “Школа”. Мнение у всех отрицательное. В каждом блоге обязательно представлена коллекция фильмов по литературным произведениям.
Много постов посвящено Великой Отечественной войне, снятию блокады Ленинграда, обзорам книг о войне.
Во всех блогах представлены библиотечные газеты. У некоторых вышло уже по несколько выпусков. Чтобы прочитать эти газеты, необходимо установить программу Mozilla Firefox. Это делается бесплатно и очень просто, разрешение системного администратора не требуется.
Викторины, опросы, тесты, конкурсы украшают каждый блог. Особенно много викторин было опубликовано к юбилею А.П.Чехова. Появился даже блог, полностью посвящённый А.П.Чехову.
Оживляют блоги облака тегов с именами любимых писателей.
Облако тегов, или Облако меток, или Облако ключевых слов (англ. tag cloud, wordle) — визуальное представление списка ярлыков (или категорий). Частота упоминаний, поисков, ссылок в интернете с определённого сайта неких слов, терминов, имён, отображается в специальной области в виде изображения этих слов в формате гиперссылок. Размер изображения тем больше, чем чаще использовался данный тег (слово, термин или имя).
Познакомиться можно и с раздумьями библиотекарей о судьбах книг в XXI веке, судьбах школьных библиотек в отсутствие комплектования, а также с впечатлениями от таких новинок, как букридер (устройство для чтения электронных книг).
А самое бесценное – это разработки уроков информационной культуры для разных классов; разработки интересных мероприятий; советы, как читать книгу, как написать отзыв.
Много также советов для родителей по привлечению детей к чтению и по безопасному поведению в Интернете.
“География” блогостроителей-библиотекарей пока ещё невелика. Охвачено только 26 территорий. В большинстве случаев – по одному представителю от области или края. Лидирует Самарская область – 8 блогов, затем Московская область – 7, Ставропольский край – 5 (информация с блога Л.М. Брюховой, Новоуральск).
НЕКОТОРЫЕ АДРЕСА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Сообщество школьных библиотекарей: http://pobibl.rusedu.net/
Электронные школьная библиотека: http://e-library-project.blogspot.com/
Адреса библиотечных блогов: http://groups.google.ru/group/biblio-media/web/biblio-media
Уникум библиотечной блогерской жизни – Наталья Борисовна Шопова, заведующая библиотекой МОУ СОШ №2 г. Вяземского: http://bibnout.ru/ – записная книжка школьного библиотекаря.
Адреса блогов модераторов
Е.Н.Ястребцева: http://biblio-media.blogspot.com – медиатека.
В.Короповская: http://mainservis.blogspot.com – калейдоскоп сервисов.
Л.Рождественская: http://ljudmillar.blogspot.com – лаборатория тренера.