ОФИЦИАЛЬНО
Комиссия Общественной палаты: пишите письма о ходе школьных реформ
Создана Комиссия Общественной палаты по контролю за ходом реформирования системы образования. Комиссия собирается взять на себя функцию общественного “ящика”. Будет открыт пункт приёма отзывов населения по самым злободневным проблемам: проведению олимпиад и ЕГЭ, зачислению в вузы, преподаванию основ православной культуры и т.д. В России ни один орган не выполняет роли “народной жилетки”, так что это направление деятельности можно считать уникальным. Первое заседание комиссии состоялось в феврале 2010 года.
“Мы, конечно, не берём на себя обязательства разбираться с каждым обращением, – признался ректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Я.Кузьминов. – Но по этим отзывам сможем сделать выводы о проблемах в системе образования”.
Кроме того, комиссия постарается объединить всех членов региональных общественных палат, которые занимаются образованием. И с их помощью проводить регулярный мониторинг мнения людей о новациях в образовании.
ЕГЭ. Среди вопросов, которые будет рассматривать комиссия, одно из центральных мест займёт ЕГЭ. В этом году главная задача будет связана с формированием сети общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ. Комиссия Общественной палаты намерена организовать сеть наблюдателей во всех регионах России. Будет издан специальный регламент деятельности таких “смотрителей”. Кроме того, планируется наделить их реальными полномочиями по пресечению нарушений. Кстати, в Госдуме хотят законодательно закрепить статус общественных наблюдателей, прописав в документе порядок их аккредитации.
Законодательство. Сегодняшнее законодательство в сфере образования представляет собой нечто неудобочитаемое. В нём могут разобраться только юристы. Работа над интегрированным законом, который объединит и усовершенствует законы “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профобразовании”, скорее всего, продлится до 2011 года. По оптимистичным прогнозам, около года уйдёт на подготовку самого текста закона и на его последующие обсуждения с экспертами и общественностью.
На заседании комиссии также обсудили другие актуальные вопросы. В том числе: поддержку талантливых детей и совершенствование системы школьных олимпиад, борьбу с “псевдообразованием”, внедрение моделей инклюзивного образования (когда дети с ограниченными возможностями учатся в обычных школах вместе с другими ребятами) и другие. Каждая из этих проблем будет отдельно рассмотрена на последующих заседаниях комиссии.
http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=27745
РОССИЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ
Тюмень: школы внедряют новые технологии дистанционного обучения особых детей
На педагогической ярмарке в г. Тюмени был представлен проект дистанционного обучения особых детей. Дистанционное обучение – это возможность получить качественное индивидуальное образование. Больше всего в этом заинтересованы дети с ограниченными возможностями. Руководитель ресурсного центра сетевой профилизации и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Ирина Чумакова убеждена, что эта система помогает ребятам преодолеть барьеры, отделяющие их от одноклассников и педагогов, школьных классов и библиотек.
Образовательные дистанционные курсы на базе системы “Модул” объединяют несколько школ и дают возможность доступа к ним всем зарегистрированным пользователям. Курсы могут дополняться и совершенствоваться. Есть также возможность дистанционной подготовки к ЕГЭ. Педагоги в режиме онлайн могут отслеживать успеваемость учеников и отмечать её в журнале, контрольные ребят по различным курсам проверяет сетевой куратор.
Подобные ярмарки в рамках Года учителя и национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” будут проходить в области каждый месяц.
Астрахань: в детской библиотеке пенсионеры осваивают Интернет
В Астраханской области реализуется специальная программа обучения пожилых пенсионеров “Все в сеть”. Активное участие в ней приняла Областная детская библиотека, поддержав инициативу Губернатора Астраханской области А.А.Жилкина о всеобщей компьютерной грамотности.
Вот уже пятый год библиотека реализует программу компьютерного обучения “Интернет для всей семьи”. На виртуальных уроках бабушки и дедушки вместе с внуками осваивают компьютер, работу в Интернете, знакомятся с почтовыми порталами, изучают сайты с культурными и правовыми ресурсами. Данная программа сближает бабушек и внуков и укрепляет связь разных поколений.
http://www.astrobl.ru/RSS/art.aspx?id=14968
Тольятти: с библиотекарем можно общаться по электронной почте
В Тольяттинской библиотечной корпорации начала работать услуга “Почтовый информатор”. Читатели теперь могут по электронной почте узнать о наличии книги, продлить срок пользования этой книгой, забронировать книгу от 1 до 5 дней, а так же получить ответы на любые вопросы о пользовании библиотекой. Достаточно написать письмо библиотекарю. Ответ придёт в течение одного-двух дней.
Любые вопросы, отзывы и предложения по работе библиотек можно оставлять на центральном форуме сайта, тема “О библиотеках и библиотекарях”.
http://www.tolkochto.ru/news/education/0001557
Рязань: кризис отложил модернизацию школьных библиотек
Депутаты Рязанской гордумы рекомендовали администрации города рассмотреть возможность финансирования программы по модернизации школьных библиотек после подведения итогов исполнения бюджета Рязани за I полугодие 2010 года.
В рамках программы мероприятий по модернизации школьных библиотек администрацией города разработана ведомственная целевая программа развития “Модернизация школьных библиотек (2010–2012 годы)”, которая предусматривает приобретение техники для школьных библиотек, повышение квалификации работников школьных библиотек, а также обеспечение конкурсных мероприятий и грантов для творчески работающих библиотекарей.
На реализацию этих мероприятий необходимо более 13 млн рублей, однако из-за кризисных явлений финансирование программы в бюджете города на 2010 год не предусмотрено.
http://www.rzn.info/news/education/38994?yandex=1
МИР БИБЛИОТЕЧНЫЙ
Европейская неделя электронных навыков – E-Skills 2010
2 марта 2010 г. состоялось официальное открытие европейской недели электронных навыков на крупнейшей в цифровом мире выставке CeBIT в Ганновере (Германия).
Европейская неделя E-Skills – результат скоординированных усилий со стороны правительств, бизнеса и образования тридцати пяти стран Европы. Цель проекта – информировать общественность о важной роли ИКТ-навыков в обеспечении экономической конкурентоспособности стран Европы.
В ходе реализации проекта государственные органы, ИКТ-компании, министерства, учреждения образования действовали совместно, рассказывая людям всех возрастов – от молодёжи до пенсионеров – о возможностях, связанных с ИКТ-навыками, и приглашая их воспользоваться этими возможностями.
В закрытии Недели электронных навыков в Брюсселе (Бельгия) приняли участие более 400 человек. Среди участников – заинтересованные организации, государственные органы, учителя, учащиеся школ, их родители, выпускники учебных заведений. Некоторые национальные мероприятия:
Бельгия – проведены экскурсии для студентов в большие ИКТ-компании в регионах Фландрии, Брюсселя и Валлонии. Особое внимание было обращено на раскрытие перспектив развития карьеры в этой сфере.
Германия – пройдёт четыре “ИТ-лагеря” в крупных городах по всей стране (19 февраля – 21 апреля).
Кипр – пройдёт “Ярмарка карьеры” в крупных университетах, чтобы подчеркнуть важность ИТ-навыков для студентов (26–28 февраля).
Чешская Республика – проведён ИТ-конкурс среди учащихся средней школы (5–31 марта).
Дания – работа “Технологического каравана”. В течение недели E-Skills Караван посетил университеты в крупных городах, проводя целый ряд интересных ИТ-тематических семинаров.
Франция – конференция в Париже (30 марта), передвижная выставка, посвящённая истории ИКТ (21 января и 5 марта).
Все национальные события можно отслеживать в режиме онлайн на странице: http://eskills-week.ec.europa.eu/web/guest/map
Украина: министерство образования переводит школы на “электронную” науку
В Министерстве образования решились на эксперимент. В новом учебном году школьникам предлагают использовать для обучения электронные учебники. Правда, покупать их будут родители. Во сколько обойдётся такая электронная наука, в Минобразования не говорят.
Учителя слышали о намерениях Минобразования. Но понимают: если госфинансирования не будет, большинство школьников учебники в электронном формате не увидят.
http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2010/02/20/667389.html
Украина: бесплатный Интернет для детских библиотек Запорожья
Запорожская централизованная библиотечная система (ЦБС) выиграла грант в рамках программы “Библиомост”. “Библиомост” – это часть программы “Глобальные библиотеки” фонда Билла Гейтса и его жены Мелинды.
Этот грант позволит обеспечить библиотеки Запорожья компьютерами и бесплатным Интернетом. ЦБС Запорожья для детей планирует создать сайт, на котором школьники представят свои лучшие творческие работы. Также в планах библиотек работа по программе профориентации – для старшеклассников создадут поисковую систему по подбору учебных заведений.
http://politsovet.info/index.php/2009-07-28-11-04-23/11912?task=view
Белорусский подарок одесским детским библиотекам
22 февраля 2010 года в универсальном читальном зале ЦГБС им. А.Гайдара г. Одессы состоялась презентация новых книг. Эти издания Национальная библиотека Белоруссии подарила детским библиотекам Одессы. Мероприятие прошло в рамках празднования Международного дня родного языка.
http://od-news.com/index.php?option=com_content&task=view&id=8073&Itemid=2
Узбекистан: стартует проект “Библиотека в рюкзаках”
В Узбекистане в первые дни весны стартовал новый проект – “Библиотека в рюкзаках”. Он направлен на продвижение чтения среди учеников общеобразовательных школ. Проект организован и проводится Гёте-институтом в Ташкенте в рамках инициативы “Школы – партнёры будущего”.
Иллюстрированные книги для детей, юношества и взрослых разделены по десяти разделам: “Обо мне”, “О жизни”, “О приключениях”, “О природе”, “О семье”, “О сказочном”, “О тайнах”, “О вещах”, “О языке” и “О животных”. Эта передвижная библиотека будет перемещаться в рюкзаках от школы к школе.
http://www.regnum.ru/news/1256287.html
США: открыт уникальный виртуальный лекционный зал
Университет Дьюка (Duke University) и Cisco открыли уникальный виртуальный лекционный зал для студентов бизнес-школы Fuqua, расположенной в Дурхаме (штат Северная Каролина). Эта лекционная аудитория, оборудованная технологией Cisco TelePresence, предоставит студентам доступ к профессорам и приглашённым лекторам из любой страны.
Лекционный зал построен по спецзаказу. В нём размещены:
• плазменные дисплеи,
• видеокамеры для панорамной съёмки и передачи изображений в натуральную величину,
• трибуна для лектора с двумя камерами для демонстрации документов и других учебных материалов,
• удалённые дисплеи, позволяющие лектору видеть происходящее в удалённых студенческих аудиториях,
• микрофоны, дающие возможность всем присутствующим активно участвовать в обсуждении.
Применённая в данном проекте технология обеспечивает студентам и преподавателям виртуальную связь с эффектом личного присутствия. Видео- и аудиосистемы высочайшего качества точно передают жесты и прочие элементы человеческого общения.
Теперь учебные заведения могут приглашать преподавателей и профессоров из любой страны для выступления перед своими студентами, организовывать более эффективное и производительное сотрудничество между исследователями, создавать новые возможности для обучения (например, глобальные классные комнаты и специализированные программы для повышения квалификации руководителей).
http://www.strf.ru/science.aspx?CatalogId=222&d_no=27657
Google пожертвовал 2 миллиона долларов на “Википедию”
Американская корпорация Google пожертвовала 2 миллиона долларов в фонд Wikimedia, поддерживающий проект Wikipedia и связанные с ним Wiktionary (толковый словарь), Wikiquote (сборник высказываний известных людей), Wikibooks (онлайн-библиотека), Wikinews (новостной портал) и другие.
Основатель Google Сергей Брин, комментируя пожертвование, назвал “Википедию” “одним из величайших достижений Интернета”.
http://lenta.ru/news/2010/02/22/donate/
ПОДУМАТЬ...
Александр Вислый, генеральный директор Российской государственной библиотеки (фрагменты интервью)
…О переводе фондов в электронный вид
“…Электронные ресурсы можно условно разделить на два больших блока, и это деление связано с особенностями российского законодательства. Первый блок – это книги. Для того чтобы перевести в электронный вид книжку, на которую не закончилось действие авторского права, мы должны заключить с автором (либо с правообладателем) прямой письменный договор. Это предусмотрено 4-й частью Гражданского кодекса. Без заключения такого договора в цифровую форму можно переводить лишь те произведения, на которые закончилось действие авторского права. В общем случае, это произведения авторов, умерших более 70 лет назад.
Таково российское законодательство. И без серьёзных изменений в 4-й части Гражданского кодекса или создания организации, которая возьмёт на себя вопросы урегулирования авторского права, российские библиотеки не получат возможность переводить в электронную форму имеющиеся у них фонды.
Вторая большая часть электронных ресурсов – это порядка 400 000 авторефератов и диссертаций, которые защищались в России после 2000 года. С авторскими правами в этой области дела обстоят несколько проще. Существует государственная организация, которая занимается переводом всех диссертаций в электронную форму, и мы покупаем у неё электронные копии, а затем организуем к ним доступ. Так как на диссертации действует авторское право, то библиотека может предоставлять их электронные копии только бесплатно, в своих помещениях и для чтения, а не для копирования. Эта библиотека очень востребована.
…Сейчас все российские школы подключены к Интернету. Ведутся разговоры о подключении ко Всемирной сети всех общедоступных библиотек. Имеющиеся у них фонды классической литературы постепенно приходят в негодность. Поэтому своей ближайшей задачей мы видим создание электронной библиотеки классической литературы, где в удобном формате лежали бы все классические произведения. Тогда у муниципальной библиотеки, подключённой к сети Интернет, появится возможность, во-первых, организовать доступ к текстам при помощи компьютера, а во-вторых, приобрести несколько электронных ридеров и выдавать их посетителям читального зала. Сейчас этот вопрос активно обсуждается на самых разных уровнях, в том числе и в Министерстве культуры.
Но общедоступным библиотекам нужна ещё и научно-популярная, справочная, учебная, научная литература. По закону об авторском праве перевести её в электронный вид можно только после заключения договора с каждым автором и правообладателем.
Должна быть организация – она может быть и государственной, и негосударственной, – которая возьмёт на себя эту работу. Я уверен, что большинство авторов согласятся на ограниченное распространение электронной копии своей книги в помещении библиотеки, несмотря на то, что материально мы не можем их заинтересовать. Дело в том, что библиотеки не берут деньги за то, что дают читать книжки. Соответственно, у них нет средств для того, чтобы платить автору.
Вопрос создания такой организации сейчас активно обсуждается на самом высоком уровне в Министерстве культуры, этот проект уже получил название “Национальный библиотечный ресурс”. Он должен развиваться, поскольку другого пути нет – в противном случае придётся менять 4-ю часть Гражданского кодекса”.
Об информатизации…
“….Существует достаточно большой круг задач, которыми мы постоянно занимаемся. Нам необходимо перевести в цифровую форму все карточные каталоги. Процесс перевода необходимо завершить к моменту запуска нового здания Российской государственной библиотеки, чтобы не дублировать существующие карточные каталоги.
Электронный каталог размещается в свободном доступе в Интернете, и граждане могут в любой момент набрать фамилию автора, название книги или другие данные и получить список интересующей литературы. Напротив названия каждой книги указан шифр, с помощью которого можно эту книгу заказать. Но самое главное в этой работе – сделать так, чтобы все знали, какие книжки есть в РГБ.
Следующая очень важная задача – сделать так, чтобы можно было, не выходя из дома, заказать книгу, а потом, придя в библиотеку, тут же её получить. Этим мы сейчас и занимаемся”.
…О Президентской библиотеке им. Б.Н.Ельцина
“… Эта библиотека задумана, по крайней мере, сейчас как тематическая специализированная библиотека книг по истории России, российской государственности, истории русского языка. Мы активно сотрудничаем с библиотекой им. Б.Н.Ельцина, передаём им часть оцифрованной у нас информации”.
…О решении проблем, связанных с авторским правом в крупнейших библиотеках мира
“…В Италии такое же жёсткое законодательство, как и в России, они сталкиваются с теми же проблемами – например, читают диссертации на экране компьютера и переписывают необходимые данные ручкой. Но на самом деле это дико.
Законодатели утверждают, что необходимо создать гармоничную систему, при которой и авторы будут получать деньги, и библиотеки смогут использовать их материалы. Но как это реализовать на практике, если доступ к ресурсам библиотеки бесплатный?
Во Франции существуют авторские общества, которым государство перечисляет некоторые средства с тем, чтобы они обеспечивали преференции для библиотек. Эти авторские общества рассчитываются с авторами, чьи произведения размещаются в электронных библиотеках.
По какому пути пойдёт Россия, станет ясно после завершения обсуждения проекта создания Национального образовательного ресурса”.
http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/02/16/379794
Подготовила Елена Иванова