Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2010

Татьяна Рудишина

Тема Великой Отечественной войны в работе детских библиотек Москвы. Анализ планов к 65-летию Победы

Страницы памяти.
Память о войне в очерках
сотрудников и читателей
Центральной городской детской библиотеки
имени А.П.Гайдара. – М. : ФАИР-ПРЕСС,
2005. – 40 с. : ил.

16 ФЕВРАЛЯ 2010 года в ЦГДБ им. А.П.Гайдара состоялись литературно-педагогические чтения “Расскажи мне о войне”, в которых приняли участие библиотекари детских библиотек города, писатели, литературоведы, журналисты.

В ходе подготовки к чтениям был проведён анализ планов работы детских библиотек Москвы на 2010 год, что позволило выявить некоторые тенденции в деятельности детских библиотек в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне. Подобный мониторинг проводился 5 лет назад, когда в библиотеках велась работа к 60-летию Победы. Таким образом, можно сделать некоторые сравнения в подходах, выборе тем, форм работы, книг.

Во время выступлений на чтениях номера библиотек не назывались. Это было обусловлено жанром мероприятия: нам важно было услышать, ЧТО делается, а не КЕМ делается. Чтения – не конференция, не семинар по обмену опытом работы. Даже тот опыт, о котором говорили библиотекари, был больше поводом к размышлению о сделанном, о желательных и нежелательных подходах в работе, чем отчётом о достижениях. А потому и в этой статье все номера библиотек будут отсутствовать.

Если условно выделить четыре основных направления деятельности библиотек в связи с темой “Великая Отечественная война”: мемориальное, литературное, информационное и публицистическое, – то можно отметить, что мемориальное направление занимает всё большее место в работе библиотек, о чём свидетельствует упрочение связей с общественными, ветеранскими организациями, а также музеями и другими организациями.

Поясним это на примере одной очень небольшой ЦБС на северо-востоке столицы, где всего две детские библиотеки. В своей работе к 65-летию Победы они взаимодействуют с советом ветеранов района Сокольники, Обществом жителей блокадного Ленинграда, музеем “Флот и Сокольники”, музеем “Школа Соловецких юнг Северного флота”, журналом “Виктория”.

Практически во всех планах значатся встречи с ветеранами. Так, одна из библиотек планирует диспут с участием женщин-ветеранов “У войны не женское лицо” – о роли женщины в войне. Во многих библиотеках пройдут концерты для ветеранов, где выступать будут дети. Пожилые люди такие благодарные зрители!

Одной из детских библиотек города оказана честь: в ней состоится вручение медалей к 65-летию Победы совместно с муниципалитетом и управой района “Гагаринский”.

И всё-таки пусть предостережением всем нам, организаторам встреч с ветеранами, будет мудрое стихотворение Михаила Яснова:

Мы пришли к блокаднице,
Вынули тетрадку:
– Расскажите, бабушка,
Всё нам по порядку –
Как вы голодали,
Как вы замерзали,
Как на вас фугасы
По ночам бросали...
Придвигает бабушка
В вазочке конфетки,
Предлагает бабушка:
– Угощайтесь, детки!
Здесь берите пряники,
А вот здесь – помадку...
Я на белой скатерти
Разложил тетрадку:
– Кто лечил вас, бабушка,
Если вы болели?
Как же вы работали,
Если вы не ели?..
Отвечает бабушка,
Угощая чаем:
– А пирог с капустою
Мы не покупаем,
Я сама пеку его –
Кушайте, касатки!..
Я вожу рассеянно
Ручкой по тетрадке:
– Правда ли, что воду
Из Невы носили?
Сколько же народу
Вы похоронили?..
Отвечает бабушка:
– Что ж вы не едите?
Может быть, оладушков
Вы ещё хотите?
Ой, совсем забыла, –
Ешьте шоколадку!..
Мне девчонки шепчут:
– Закрывай тетрадку!..
Съели мы оладушки
И пирог с капустой...
– До свиданья, бабушка,
Было очень вкусно!

Кстати отметим, что ветераны “помолодели”. Всё чаще попадается тема “Детство, опалённое войной”. На встречу с читателями приходят и делятся своими воспоминаниями те, кто был в войну ребёнком (“Военное детство моё” – встреча с писателем Юрием Чичёвым; “Эвакуация в истории страны, в истории семьи” – тема одного из заседаний общества “Моя Плющиха” в ЦГДБ им. А.П.Гайдара).

Библиотеки всё чаще становятся организаторами выхода с читателями за пределы библиотеки. Семейный краеведческий клуб “Басманники” отправится на экскурсию на Поклонную гору. Читатели другой библиотеки – в военно-исторический музей бронетанковой техники “Мир танков” в город Кубинку Одинцовского района Московской области. А библиотека, расположенная неподалёку от памятника Николаю Гастелло, для самых маленьких читателей из детского сада организует возложение цветов к памятнику. Пусть это непривычное действие останется в памяти малышей.

В некоторых библиотеках созданы музеи, а также используются элементы музейной экспозиции на книжно-иллюстративных выставках: “И на груди его светилась…”: ордена и медали Великой Отечественной войны; выставка-экспозиция писем, документов, фотографий из домашнего архива жителей Лианозово, читателей и сотрудников библиотеки.

Поражает большое разнообразие конкурсов, инициированных библиотеками. Наряду с традиционными конкурсами рисунков (например, “На альбомном листке нарисую войну…” или “Рисуют мальчики войну”), проходят конкурсы сочинений (например, “Нет в России семьи такой, где б не памятен был герой”), творческих работ (например, “Война… Взгляд из ХХI века”), фотоконкурс “День Победы”, конкурсы чтецов, конкурс рисунков на асфальте, конкурс на лучшую поздравительную открытку. Несколько смутил конкурс “Письмо ветерану”. Если письмо рассматривается как жанр сочинения, это одно дело, но если это письмо реальному человеку, то здесь встаёт этический вопрос. Письмо на конкурс?

Появилась форма работы, ранее не свойственная библиотекам, – акции. Акция “Орденская ленточка” (раздача школьникам орденских ленточек, сопровождаемая краткой исторической справкой об орденах и медалях за храбрость); благотворительная акция “Ветераны нашего двора”; “Герои среди нас”: презентация закладок-памяток с именами ветеранов – жителей района.

Однако в поиске оригинальных решений нам иногда изменяет чувство меры. Библиотечная акция “Прочитанная книга о войне – мой подарок ветерану” лично у меня вызвала сомнение. Человек читает для себя, и только для себя. Мне кажется, это стоит усвоить с самого раннего детства. Не для мамы, не для учительницы и уж тем более не для ветерана Великой Отечественной войны!

Наши привычные мероприятия в предпраздничные дни трансформируются из недели информации в вахту памяти (с 26 по 30 апреля или с 3 по 9 мая). К примеру, комплексное мероприятие “Война. Книга. Поколение” включает в себя следующее:

– “Я расскажу вам о войне” – говорящую выставку, на которой представлены аудиокниги, компакт-диски, видеофильмы;

– “Письмо ветерану” – акцию;

– “Война, война – святая проза” – день информации;

– “Дети войны о войне” – вечер воспоминаний;

– “Вошедший в бессмертие” – беседа-портрет о военном лётчике Л.М.Вяткине.

В своей работе библиотеки обращаются к компьютерным технологиям. Например, “Невиртуальная Победа: обзор интернет-ресурсов к 9 Мая”. Или “Страница памяти” – электронная презентация школьных музеев боевой славы. Подобную презентацию можно сделать, если у детской библиотеки и школ района завязаны прочные контакты. И уже не как подспорье в работе с книгой, а как основная работа с медиаресурсами, в библиотеках организуется видеопоказ художественных и документальных фильмов о войне.

Благодаря тому, что в ряде детских библиотек появился психолог, стали проводиться мероприятия ранее невозможные. Например, “Негасимый огонь памяти: поговорим о патриотизме. Беседа-разъяснение психолога о патриотической мотивации”.

Эти формы не оттесняют привычные библиотечные формы работы – обзоры, беседы, литературные вечера. Самая “библиотечная” форма работы, из фигурировавших в планах библиотек, – книжная выставка-обзор книг, изданных в годы войны, – “И книга тоже воевала”. Эту форму избрала одна из старейших библиотек города.

Можно говорить об определённой системе в военно-патриотической работе. Библиотеки обращаются к календарю “Дни воинской славы России” независимо от юбилея той или иной битвы: Сталинградская битва, День снятия блокады Ленинграда, 22 июня – День памяти и скорби, 5 декабря – начало контрнаступления под Москвой. В библиотеках нашлись интереснейшие материалы в связи с Днём партизан и подпольщиков, который ежегодно будет отмечаться в России, начиная с 29 июня 2010 года.

История Великой Отечественной войны связана с историей Москвы. Краеведческое направление фигурирует в работе многих библиотек. Можно назвать такие мероприятия: “Памятники в Зеленограде, посвящённые Великой Отечественной войне”: электронная презентация (Зеленоград – город, возникший на месте рубежа обороны Москвы, рядом находится та самая деревня Крюково, у которой погибал взвод); “Герои Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы нашего района”.

Одна из московских детских библиотек планирует проведение устного исторического журнала “За родную землю, за славную Москву”, куда войдут следующие рубрики: демонстрация диска “Московская битва в хронике фактов и событий”; видеохроника Москвы 1941–1942 гг.; видеопрезентация и беседа “Искусство плаката времён Великой Отечественной войны”; музыкальная страничка “Музыка тех лет и солдатские частушки о войне”. Помощь в подборе материалов к заключительной части журнала окажет нотно-музыкальный отдел соседней библиотеки.

Тему “Московское метро в годы Великой Отечественной войны” взяла одна из библиотек для совместного проекта с гимназией. Московское метро в годы войны – это и бомбоубежище, и госпиталь. На “Кировской” был оборудован специальный бункер для Генштаба и Ставки Верховного главнокомандующего. Торжественное заседание в канун 7 ноября 1945 года проходило на станции метро “Маяковская”. В метро работали магазины, парикмахерские, а на станции метро “Курская” – библиотека. Весной 1942 года, когда потребность в убежищах снизилась, возобновилось строительство Московского метрополитена. Строилось два радиуса третьей очереди – от “Площади Свердлова” до “Автозаводской” (этот участок был пущен 1 января 1943 года) и от “Курской” до “Измайловской” (здесь поезда пошли 18 января 1944-го). Общая протяжённость “военного” участка – 13 километров. На каждой из пущенных тогда в эксплуатацию станций установлены таблички: “Сооружена в дни Великой Отечественной войны”. Во время войны началось и новое строительство – семи станций кольцевой линии, которые были введены в эксплуатацию уже после Победы. А первыми памятниками Победы были не монументы в парках столицы, а памятные доски на станциях Московского метрополитена.

Вернёмся в детские библиотеки, в которых запланированы анкетирования и опросы: “Что читают сегодня дети и подростки о войне?” и “Что я знаю о войне?” Эти опросы помогают библиотекарям скорректировать свою работу с учётом информированности читателей.

Одно из направлений в деятельности библиотек – информационная работа. Можно отметить среди запланированных следующие мероприятия: “Мы этой памяти верны”: марафон военной книги; интерактивную игру-викторину с просмотром фильма “От стен Кремля до стен Рейхстага”; “С плацдармов великих сражений”: час занимательной истории, обзоры военно-исторических книг; “Флаг нашей победы”: историческая беседа-справка, посвящённая 65-летию дня начала Берлинской операции (1945 г.); “Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в советской живописи”: информина с медиапрезентацией; “И кисть с врагом сражалась”: книжная выставка и электронная презентация плакатов и картин периода войны, информационный час.

Немногие библиотеки стараются внести публицистическое начало в работу с читателями. Однако можно встретить и такие мероприятия: “Твои размышления о Великой Отечественной войне”: вечер-размышление; “Нацизм не пройдёт!”: политический форум; “Люди мира, на минуту встаньте!” (о геноциде в фашистских концентрационных лагерях): гражданский форум; “Личность в истории. Полководцы Великой Отечественной войны”: круглый стол.

Отметим, что обращаться к произведениям художественной литературы стали значительно реже. В основном такие обращения связаны с юбилеями писателей или произведений о войне: “Поэты-юбиляры года – Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Константин Симонов, Константин Ваншенкин)”, “Война по книгам Евгения Носова, Вячеслава Кондратьева, Сергея Смирнова”. “Память поколений”: обсуждение детских книг-юбиляров (70 лет повести “Тимур и его команда” А.П.Гайдара и 65 лет роману Е.Ильиной “Четвёртая высота”).

21 июня исполняется 100 лет со дня рождения А.Т.Твардовского. В планах библиотек – беседа “Александр Трифонович Твардовский и его поэма “Василий Тёркин””; час информации “Я убит подо Ржевом”; представление информационного бюллетеня “Литературная копилка” к 100-летию А.Т.Твардовского.

Из “классических” произведений о войне фигурируют повести “Сын полка” Валентина Катаева, “Девочки с Васильевского острова” Юрия Яковлева, “Иван” Владимира Богомолова, а из произведений для читателей младшего возраста – рассказы Сергея Алексеева.

Чем больше проходит времени с 9 мая 1945 года, тем оказывается сложнее находить точные слова, настоящие книги, достойные формы работы. Отметим естественное и противоестественное в работе с детьми.

Когда имеешь дело с маленькими читателями, особенно важно найти что-то соответствующее возрасту. Молодцы коллеги, придумавшие встречу кинолога с дошкольниками на тему: “Верный друг: боевые собаки на полях Великой Отечественной войны”. Или “Что такое День Победы – это значит – нет войны”: диалог-беседа с младшими школьниками.

“Последняя грандиозная битва Великой Отечественной войны. 65 лет начала Берлинской операции”: видеодиалог-беседа – тоже неплохо, но не для читателей 1–3-х классов!

“Дети на войне” – занятие для дошкольников. Мне страшно.

А вот подобного быть не должно: “Есть в памяти мгновения войны”: детям о детях блокадного Ленинграда. О Тане Савичевой. Патриотический диспут. Целевая аудитория – дети из многодетных и малообеспеченных семей. Без комментариев.

А закончить обзор-анализ хочется самым неожиданным поворотом в теме “Память о войне”: ““Сирень… Путешествие во времени“: о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы сорта сирени”. Жизнь побеждает всякую войну, пусть торжествуют Мир и Красота.

Илл. из архивов ЦГДБ им. А.Гайдара