Анна Штейман
Илл. Алёши Блау |
САМОГО правдивого человека на Земле не знают, пожалуй, только в тех таинственных племенах, что умудрились до XXI века избежать письменности и телевидения. Да и то слава о его подвигах могла долететь и туда. И ведь что удивительно: самый правдивый человек не был ни военачальником, ни композитором, не числилось за ним гениальных стихов и текстов, великих географических и научных открытий; и даже его вовлечённость в исторические события вряд ли стоит принимать во внимание при оценке его славы. Лишь благодаря случаю, своей фантазии да парочке шустрых литераторов, которых он, знай их имена, с удовольствием вызвал бы на дуэль, наш герой приобрёл мировую известность.
Итак, 11 мая 1720 года в маленьком немецком городке Боденвердер появился на свет Карл Фридрих Иероним фон Мюнхаузен. О жизни исторического барона Мюнхаузена написано немало статей и книг. Начиналась она вполне заурядно. Отпрыск небогатого дворянского рода, Мюнхаузен рано потерял отца, в тринадцать лет стал пажом местного герцога, в восемнадцать – поехал в Россию служить его сыну Антону Ульриху – будущему мужу племянницы русской царевны Анны Иоанновны. По карьерной лестнице взбирался быстро: уже после одного года службы принц повысил Мюнхаузена до звания корнета, а ещё через год – до лейтенанта. Конечно, приключений было много – куда же в загранице, да ещё в такой, снежной и загадочной России, без них?
В 1752 году, оставив военную службу в звании ротмистра, Мюнхаузен вернулся в Боденвердер. Характер у него был сложный, с горожанами он не ужился, но именно в этой скучной провинциальной жизни у Мюнхаузена открылся талант рассказчика. Послушать о его приключениях, порой весьма приукрашенных, впрочем вполне укладывающихся в жанр охотничьих баек, так популярных в Германии, приходили не только друзья, но и посторонние люди.
Кто из них первым решил опубликовать невероятные истории, неизвестно – некоторые исследователи полагают, что сам рассказчик. В печати истории начинают появляться с 1760-х годов, но без упоминания его имени или лишь с намёком на него, как в “Путеводителе для весёлых людей”, где в 1781 году были напечатаны 16 рассказов под авторством господина М-х-з-на.
Однако в 1785 году в Англии выходит книга, в названии которой имя Мюнхаузена указано уже полностью, а число сюжетов увеличивается до 64. Автором сборника (что выяснилось через много лет) был Рудольф Эрих Распе (1737–1794), учёный, издатель и литератор, бежавший из Германии в Англию, спасаясь от тюрьмы. Уже в следующем году книга переиздавалась четыре раза, и к каждому новому изданию Распе добавлял всё новые приключения. В 1787 году появляется немецкий вариант-переработка поэта Г.А.Бюргера (1737–1794) – тоже анонимный. И хотя к историям о Мюнхаузене руку приложило гораздо больше людей, только авторство Распе и Бюргера выдержало испытание временем – вместе и порознь их имена и по сей день появляются на обложках книг о бароне.
Захватывающие приключения боденвердерского барона быстро становятся бестселлером, выходит масса переводов, обработок и подражаний. Но настоящему барону счастья это не принесло. За ним закрепилась дурная репутация “барона-лгуна”. Описать личную трагедию очень сложно. Представьте, что вы стали посмешищем для целой страны, вашу жизнь обсуждают в анекдотах, горожане вас ненавидят, а родственники с удовольствием бы сменили фамилию, только бы не иметь с вами ничего общего. Знал бы бедный барон, что будет единственным в своём древнем роде, кто по-настоящему его прославит!
Несчастный Карл Фридрих Иероним фон Мюнхаузен, осмеянный анонимными литераторами, опозоренный своей последней женой, разорённый судебными тяжбами, умер в одиночестве 22 апреля 1797 года. Издатели, получившие новый “бренд”, продолжают его использовать до сих пор, а бюргерский Боденвердер теперь многие называют городом одного дома – дома-музея Мюнхаузена.
В Россию истории о бароне Мюнхаузене пришли в 1791 и 1797 годах под названием “Не любо – не слушай, а лгать не мешай”. Главный герой этих книжек – барин “Пустомелев, помещик Хвастуновской округи, села Вралихи, лежащей при реке Лживке”. Под собственным именем Мюнхаузен появляется у нас только во второй половине XIX века. Но подлинно русская слава пришла к нему после того, как тексты Рудольфа Эриха Распе пересказывает для детей Корней Чуковский.
Мюнхаузена у нас любят чуть ли не больше, чем в любой другой стране. И не только любят, но и уважают. Если в Германии к его имени до сих пор прибавляют официальный эпитет “барон-лжец”, то в России всё чаще вспоминают фразу из гениального фильма Марка Захарова: “Мюнхаузен славен не тем, что он летал на Луну. Он славен тем, что никогда не врёт”.
Рассказы о Мюнхаузене очень популярны у художников. По данным Музея в Боденвердере в 1969 году официальная библиография Мюнхаузена насчитывала около сотни иллюстраторов. Каталог выставки в Цюрихе в 1996 году заявлял уже о 130 иллюстраторах (и это только детских!), а приблизительный перечень в 1999 году включал 300 имён. Сегодня можно говорить уже о более чем 400 художниках со всего мира. Коллекция Музея Мюнхаузена содержит сотни книг из разных стран – от Германии до Японии. Россия по числу представленных изданий, конечно же, в первых рядах.
В конце прошлого года в Москве почти одновременно вышли два заслуживающих читательской симпатии иллюстрированных жизнеописания господина Барона – в издательствах “Рипол-классик”1 и “TriMag”2. Оба – в классическом переводе К.Чуковского, однако похожи книги разве только мюнхаузеновским длинным носом, то и дело мелькающим на страницах.
“Рипол-классик”, доверившись рекомендации “Министерства образования и наказания”, переиздал “Пособие для начинающих баронов в трёх частях, или Удивительные приключения барона Карла на суше и в воде, на войне и на охоте, верхом и в карете, правдиво описанные писателем Эрихом Распэ, честно пересказанные дедушкой Корнеем Чуковским и изрисованные вдоль и поперёк Николаем Воронцовым”. Первое издание этой книги в 1996 году на конкурсе “Искусство книги” было награждено дипломом второй степени, а в прошлом году, благодаря новому изданию, Николай Воронцов стал победителем Всероссийского конкурса “Образ книги – 2009” в номинации “Дизайн книги”.
Карикатурист и иллюстратор постарался на славу: книжка получилась в высшей степени и в хорошем смысле “несерьёзной” – с такой книжкой хорошо дурачиться на пару с папой или с друзьями, и даже самый ленивый читатель вряд ли за ней заснёт. А всё потому, что пространство картинок гораздо шире пространства текста, они очень динамичны и полны новых, но вполне имеющих право на существование фактов из жизни барона. Как вы думаете, кого увидел Мюнхаузен на Луне, взобравшись туда по бобовому стеблю за топориком? Самого Нила Армстронга. Правда, по версии художника, в поисках топорика тот ему не помог, да и вообще в существование безскафандрового, да ещё и по-турецки одетого, homo sapiens не поверил, но каков факт – сенсация же! А, падая с Луны, опять же по версии господина Воронцова, господин барон малость не рассчитал и попал в питерское метро. Не спешите называть это кощунством. Вспомните, что Мюнхаузен создавался не одним автором и каждое новое издание обрастало новыми сюжетами, да и перемещение Мюнхаузена во времени произошло далеко не впервые.
Находчивый фантазёр Николай Воронцов, видимо, решил не отставать от других находчивых фантазёров. Он снабдил книгу не только картинками с шутливыми комментариями, но и собственноручно составленной хронологией жизни барона.
Вот что, по его версии, произошло 1 декабря 1737 года.
“Мюнхаузен решает совершить путешествие на родину любимых им пельмешек, в Россию. Все родные и близкие предупреждают его о том, что:
1) в России крепкие морозы и напитки;
2) умом Россию не понять;
3) в России щи хлебают лаптем;
4) что русскому хорошо, то немцу смерть”.
Воронцовский Мюнхаузен с честью выдержал всё, в очередной раз доказав, что душа у него самая что ни на есть русская.
Эта замечательная книжка, помимо рассказов и смешных коллажей, вместила в себя и массу интересной детям и взрослым информации: головоломки, игры, рецепты, схемы и гравюры из старинных познавательных книг.
“TriMag” же подарил нам мягкое и уютное издание с иллюстрациями Светланы Акатьевой. Они отличаются не только какой-то особенной нежностью и орнаментальностью, но и тем, что их складывание-раскладывание принесёт вам немало приятных сюрпризов. Одно движение руки – и на столе, за которым чаёвничают дамы, появляется тот самый Мюнхаузен, гарцующий на том самом коне, а белый медведь с рыбкой в лапе оказывается тщательно замаскировавшимся бароном. Между прочим, “лунный житель” у Светланы Акатьевой тоже, как и у Воронцова, американского происхождения.
Илл. С. Акатьевой |
В связи с русскими вояжами знаменитого барона хочется назвать ещё одну книгу которая пока продаётся, увы, только в зарубежных магазинах, – о мюнхаузениаде австрийского писателя Хайнца Яниша с иллюстрациями Алёши Блау. Алёша Блау родился в Санкт-Петербурге в 1972 году, а в 1990-м уехал жить в Германию, где прославился как иллюстратор. И хотя его Мюнхаузен получился вполне классическим – сухонький старичок с орлиным носом, лихо вздёрнутой косичкой и лукавым прищуром, – но исполнение самих иллюстраций настолько эффектное, что заставляет вновь и вновь перелистывать книжку. Работа над книгой о Мюнхаузене дала художнику возможность вернуться в родной город, где его знаменитый лихой персонаж ухитрился “подсидеть” Медного всадника – самого Петра Первого! Кстати, Алёша Блау не против и путешествий господина барона во времени: художник забрасывает своего героя то во времена Второй мировой войны, то в предвоенную эпоху. Есть в книге и приметы более современные – электрическая швейная машинка, мальчик в кроссовках. Цветные иллюстрации по своей театральной сюрреалистичной атмосфере и некоторой статичности очень напомнили работы знаменитой немецкой художницы Биннет Шрёдер. К слову сказать, она тоже не смогла пройти мимо историй о самом правдивом человеке на Земле. Будем надеяться, что наши издатели когда-нибудь покажут русскому книголюбу Мюнхаузенов и в исполнении Блау и Шрёдер.
В людском сознании литературный персонаж и его прототип перепутались сразу. Может быть, поэтому их и поныне никто разделять не пытается. Случай в истории уникальный. Во всём мире поклонники Мюнхаузена празднуют 22 апреля – день, когда он окончательно стал достоянием литературы, – как день его второго рождения.
Потому что Мюнхаузен жил! Жив! И будет жить!
1 Распе Р. Э. Занимательный Мюнхаузен. Пособие для начинающих баронов в трёх частях. – М. : Рипол-классик, 2009.
2 Распе Р. Э. Приключения барона Мюнхаузена. – М. : TriMag, 2010.