Людмила Сухова
Советы газеты “Первое сентября” из ежедневника учителя
Гюго сказал: “Чтобы изменить человека, надо начинать с его бабушки”. Не слишком старайтесь перевоспитывать, попробуйте принимать детей такими, какие они есть – не берётесь же вы перевоспитывать бабушек?
Надо помнить, что зло вырастает из добра, когда мы не умеем им правильно пользоваться. Не добро, конечно, в этом случае виновато, а нетерпение нашего сердца, стремящегося это добро осуществить во что бы то ни стало.
Даже в строгости должно быть чуть-чуть шутливости: учитель бранит – а ребёнку не страшно.
Легче сказать, чем выполнить, но всё же: даже если вы недовольны классом, начинайте урок с улыбки.
Оберегайте детей с художественными наклонностями – тех, кто рисует, музицирует, сочиняет. Не потому, что из них могут вырасти великие, а потому, что они по-другому видят мир, у них другая психика.
Мучительная для детей минута: учитель смотрит по журналу, кого вызвать к доске. Дети в вашей власти, но всегда ли стоит ею пользоваться?
Бывают такие запущенные дети, что к наказаниям они нечувствительны и даже добром к ним не пробьёшься. Но их поражает великодушие. Будьте великодушны.
Никогда не говорите: есть такие дома, где не читают книг, или не собираются по праздникам, или не отмечают дни рождения… Ведь может оказаться, что у кого-то из ваших учеников именно такой дом.
Если ваш ученик серьёзно провинился – защищайте его на педсовете. У ребёнка должен быть хоть один адвокат.
Не злитесь, учитель! Дети злят, иногда нарочно. Не поддавайтесь!
Иногда урок превращается в диалог учителя с первой партой, на которой сидят умники. Не забывайте о последних партах. Никому не отдавайте классные камчатки и курилы.
Введите в классе полушутливое звание “специалист”. Один – специалист по математическим уравнениям, другой – по придаточным оборотам, третий – по уходу за цветами. Каждый должен быть специалистом в каком-нибудь деле.
Если вы пришли домой к ученику, вы просто обязаны хвалить его. Гости не имеют права бранить хозяев.
Учитесь говорить просто, побеждайте косноязычие наших учебников.
Не стоит заставлять детей клясться и давать честное слово. Пусть ребёнок знает, что вы верите его обычным, а не торжественным обещаниям.
Человек всегда говорит быстрее, чем ему кажется. Когда вы говорите с детьми, не бойтесь замедлить свою речь.
Не позволяйте ребёнку, испытавшему неуспех, привыкнуть к чувству поражения. Не теряя времени придумайте для него возможность стать победителем. Помогите ему выйти из состояния аутсайдерства.