Как Вы дошли до жизни такой – вдруг стали издавать книги, да ещё для детей?
Ну, вот я был юристом, и не самым маленьким юристом, но потом понял, что хочу стать… хочу стать… издателем книг!
Отчего уж сразу не космонавтом?
По возрасту не взяли бы! А то б пошёл. Я авантюрный человек! Нет, в самом деле. Мне показалось, что я чувствую в себе некий творческий потенциал... Творческий – но не писательский. Писательских сил у меня явно мало. Тут с людьми бывает по-разному: один неписатель почувствует в себе творческий потенциал и станет беллетристом-графоманом. А другой – издателем. Я понимаю, что я не писатель, но мне интересно, когда рождается что-то новое! Интересно делать это самому.
И с чего Вы начали как издатель?
Вы же помните: я начал с простых книг, с обыкновенных переизданий. Потом перешёл на лицензионные книги, покупные: это Куннас, это “Ёжик” (“Обнимите меня, пожалуйста!” Дж. Роу). Но мне хотелось делать книги “с нуля”. Начинаешь с придумки, потом ведёшь поиски текста под идею, к тексту ищешь художника – выбираешь готовые работы или просишь новые, затем продумываешь оформление, выходишь на полиграфию – тут обязательно надо строго всё отслеживать, – и в результате получается полностью “твоя” книга. Вот говорят, что книга – товар. Нет, книга не товар. “Книга” – понятие экзо… экзасте… экзистенциальное!
Я это слово запишу непременно!
Экзистенциальное! Одновременно – и традиция, и что-то новое. Нам на форуме один читатель написал: “Вы создаёте новое, сохраняя книжные традиции”. Он правильно понял.
Мне важно сенсорное ощущение книги! Вот когда держишь её в руках, трогаешь, листаешь. Мне интересно ощущение… как его? нюхательное? Когда нюхаешь, чувствуешь её запах.
Обонятельное!
Вот-вот.
Значит, если вдруг немедленно состоится научно-техническая революция и все перейдут на электронные “читалки”…
Вадим Мещеряков – глава
|
Я не перейду! Я никогда не перейду!
А если никто не станет издавать бумажных книг?
Я останусь монополистом! Не уйду с рынка!
Что нужно иметь, чтобы сделаться издателем книг и остаться им?
Финансовые ресурсы. Они у меня были. Не сразу, но появились. Далее – авантюрность. И организаторские способности. Они у меня есть. Мои способности… Для того, чтобы создать команду. Это очень важно – чтоб в команде были люди, которым доверяешь. Я не лезу в работу человека, которому я верю, не вмешиваюсь. Пусть он ошибётся, раз или два, но пусть работает. Это и есть команда: я договариваюсь с людьми, они мне верят, я им доверяю. Конечно, иногда бывает, что человек прекращает со мной работу: как говорится, “не сошлись характерами”. И ничего страшного: он ищет своё место, а мне незачем себя переделывать – всё-таки Издательский дом у нас Мещерякова, то есть мой…
И ещё издателю нужна интуиция. Некое “чутьё книги”. Не “чутьё рынка”, а “чутьё книги”. Я не ориентируюсь на рынок, не занимаюсь маркетинговыми исследованиями, а делаю то, что мне нравится. Ориентируюсь на себя, на своего “внутреннего ребёнка” – что ему нравится.
А что нравилось Вашему “внешнему” ребёнку? То есть Вам – в детстве?
Читать не любил. Но классе в третьем заболел – и вдруг взял книгу, стал читать. Это был Крапивин, даже сейчас не помню, что именно Крапивина. Классе в третьем или в четвёртом. (Вторая книга была про ёженьку, это помню, – вот только что я её переиздал.) И вот тогда – “прорвало шлюзы”. Я понял, что чтение – это удовольствие! С тех пор – вот сколько мне тогда было, лет десять, – и сегодня, и всю жизнь, я читаю для удовольствия. Хотя бы часок в день, а выкраиваю. И детские книги, и взрослые, всё подряд – для собственного удовольствия.
А нет при этом прицела? Типа “хорошо бы это издать…”
Нет! Нет! Как только появится прицел – не будет никакого удовольствия!
А дети Ваши, дочери, что сейчас читают?
Младшая ничего пока не читает, ей два года исполнится завтра.
О! Вы ей подарите книжку?
Нет, не подарю. Я пока ещё не издавал книг для её возраста. Но скоро мы сделаем серию “малышковую”, обязательно. Ребёнку будет что почитать.
А старшая?
А старшая читает что захочет. Ей одиннадцать лет. Ди Камилло ей нравится, например. Я не руковожу её чтением, не заставляю, не навязываю. Если “руководить”, то можно у человека навсегда отбить охоту к чтению. Я вообще стараюсь не давить. Мне неважно, что она там тройку получила, я её не ругаю – это всё ерунда, все эти школьные отметки. Мне главное, что она разговаривает со мной на одном языке. Она в меня: как у меня в своё время “прорвало шлюзы”, так и у неё – настанет момент… Ребёнок у меня развитый: ей хватит воображения и хватит соображения, чтоб самой понять это удовольствие от книг, как я сам понял это удовольствие!
Но помимо удовольствия – издательские принципы у Вас всё же есть?
Есть. Я не играю в маркетинговые игры, в монополию – “мой автор, никому не отдам”. Не все авторы трудятся исключительно ради денег. Некоторым нужно, чтоб работа была интересной, чтоб был элемент творчества. Со мной работают, потому что людям интересно со мной работать.
Да, на рынке есть другие издатели. Они делают деньги – это их право. Я не говорю, что они плохие. Но кто-то делает деньги, а мы делаем книги. Если эти книги хорошо продаются – тем лучше. Можно ведь зарабатывать на хороших книгах! Я вижу сейчас, что мои придумки продаются лучше, чем чужие готовые идеи. Но я никогда не просчитываю заранее: “Эту книгу надо издать, потому что она будет хорошо продаваться”. Да, я уникальный. Я не гонюсь за тиражами, за большим количеством названий. Шестьдесят, ну сто книг в год – вполне достаточно. Хотя я могу и триста, и больше. Я уже не “маленькое издательство”, меня не надо сравнивать с теми, кто выпускает пять или двадцать книг в год. У меня сейчас около двухсот названий. И хорошо, и незачем больше: бизнес не должен превалировать.
Так что же – работать себе в убыток? Издатели вообще обычно любят жаловаться на низкие доходы, на “кризис”…
В кризис я расту, как ни странно. Не объёмом продукции, а объёмом продаж. Но повторяю: я не ставлю себе цель “делать книгу, которая должна продаваться”. Я делаю то, что придумываю. Вот еду в машине, стою в пробке, о чём-то думаю; или что-то читаю, смотрю в Интернете, и вдруг – идея! Вот я что-то увидел и понял: хочу это сделать! Крупные издатели-бизнесмены вряд ли могут себе такое позволить. Для этого нужны свободные рецепторы, не забитые постоянной деловой текучкой, бизнесом.
Нельзя ориентироваться только на выгоду. Издательство работает с 2005 года, и вот только сейчас книги начали приносить доход. Я вкладываю эти деньги в новые идеи, то есть в новые книги. И развиваю рынки сбыта.
Каналы сбыта, которые сейчас есть, Вас не устраивают?
Я строю сейчас свою систему реализации – она отличается от общепринятой, где-то даже идёт вразрез. Мне надо, чтобы книга поступала в регионы и чтобы её там можно было купить по нормальным ценам, по объективным. Я сам хочу продавать – зачем кормить посредников? Пока мои книги продаются в “чужих” магазинах, покупатель вынужден платить не мне, а “чужим” людям.
А издатель не вынужден? Например, за приоритетную выкладку?
Лично я не платил за приоритетную выкладку никогда! Принципиально. Требовать с издателя деньги за выкладку – это нецивилизованный способ и дурной. Нет, бывает, я иногда даю “маркетинговую скидку” на какие-то свои новинки. Но платить за выкладку – нет!
Сейчас я создаю интернет-магазин детских книг. Только детских – это своего рода игра, я сделаю эту игру… Вот мне говорят: ты хочешь конкурировать с такими-то магазинами – ну, с “Лабиринтом” там… Я не собираюсь ни с кем конкурировать. Я хочу делать хорошие книги и хорошо их продавать.
Ну вот открыли же Вы “Лавочку”…1
Лавочка – не бизнес, а маркетинговый инструмент. Мне важно было доказать людям, что существуют хорошие издательства. Сорок издателей со мной работают. Покупатели приходят. Это особые покупатели. Их не всегда интересуют только цены. Для них важно ещё, что есть возможность общения. “Лавочка” убыточна, но я её не закрою. Она мне нужна, она покупателям нужна. Они приходят не только покупать, но прежде всего – пообщаться, при “Лавочке” уже просто читательские клубы возникают!
Вы планировали, что аналогичная “Лавочка” будет в Питере, были ещё слухи о Красноярске…
В Питере откроется, да. Для регионов пока планируется интернет-магазин. В нём цены будут ниже. Будет общение, сделаем форум, люди станут обсуждать книги… Мне вообще кажется, что в идеале магазин должен быть наподобие “шоу-рум”: чтобы можно было туда прийти, посмотреть книги все “живьём”, потрогать, полистать, почитать, а потом заказать их через Интернет – по более низкой цене, чем у перекупщиков. Магазин – не как место продаж, а как место общения.
Но Вы всё же продаёте книги, хотя некоторые покупатели и жалуются на высокие цены…
Цена книги ИДМ всегда направлена на то, чтобы выпускать ещё больше книг, а не на то, чтобы издателю разбогатеть самому. Издатели детских книг – это фанаты, они хотят выпускать хорошее! Я не один такой – есть другие издатели, которые хотят выпускать то, за что не стыдно. Но на это нужны деньги (потому, кстати, лучше платить издателям, а не посредникам). Ведь детская книга, в отличие от взрослой, – это не только текст, не только “информация”. Детская книга – это и внешний вид, и ощущения от перелистывания страниц. Ребёнку должно быть приятно держать книгу в руках, общаться с ней, чтоб на всю жизнь в нём осталось это чувство радости от книги. И чтобы он мог потом этой радостью делиться…
Беседу вела Мария Порядина
1 Имеется в виду “Лавочка детских книг”, о которой мы писали в № 3–2009.