Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2010

ОФИЦИАЛЬНО

Президент упразднил Федеральное агентство по образованию
и Федеральное агентство по науке и инновациям

6 марта Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении ведомств. Их функции передают Министерству образования и науки. Какие? В первую очередь – реализация решений министерства, распределение финансов и управление госимуществом. Рособразование занималось также образовательными кредитами и повышением квалификации педагогов.

Министр образования и науки А.Фурсенко назвал ликвидацию агентств “нормальной эволюцией”. Многие эксперты считают, что их создание изначально было не совсем логичным: Минобрнауки принимает ключевые решения и законы, а осуществляют их и распределяют деньги другие люди. Теперь соединили голову, руки и карман – меньше будет бумажной волокиты и согласований у разных чиновников. Экс-глава Рособразования Н.Булаев уверен, что это придаст работе “больший динамизм, логику и оперативность”.

http://www.kp.ru/daily/24453/616270/

 

РОССИЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ

Москва: “Звёзды читают детям”

В Москве в Библиотеке-читальне имени И.С.Тургенева председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике А.Исаев читал детям сказку. А.Исаев выбрал для чтения сказку Натальи Ключарёвой “Король улиток”.

В столь необычном амплуа политик выступил в рамках проекта “Звёзды читают детям”, организованном в поддержку детского чтения. Цель проекта  – возродить традицию детского чтения.

Проект “Звёзды читают детям” родился благодаря журналу “Фома”. Известные политики, музыканты, общественные деятели читают детской аудитории сказки вслух. В то время, когда они это делают, дети рисуют сюжеты по мотивам сказки.

Проект “Звёзды читают детям” проходит в рамках движения “Мамы рекомендуют”, которое стартовало 1 июня 2009 года в Москве.

http://edinros.er.ru/er/text.shtml?12/5411

 

Ярмарка “Книги России”

В марте прошла XIII национальная выставка-ярмарка “Книги России”.

Более пятисот издательств представили на ярмарке свыше ста пятидесяти тысяч наименований книг. Одна из главных тем форума этого года – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Знаменательной дате были посвящены выставки, круглые столы, концерты. Впервые в рамках выставки прошла презентация русских издательств Украины, Эстонии и Латвии. Также впервые состоялось празднование Дня православной книги.

Год учителя был отмечен не только расширенной экспозицией учебных изданий, но и дискуссией о модернизации школьных библиотек – состоялся круглый стол “Школьная библиотека – центр педагогических инноваций в современной школе”.

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=431062&cid=178

 

Хакасия: многое предстоит сделать в Год учителя в России

Состоялось заседание коллегии министерства образования и науки Хакасии, на котором были подведены итоги работы региональной системы образования в 2009 году и намечен вектор развития образовательной отрасли на ближайшую перспективу. В работе коллегии приняла участие заместитель председателя правительства Республики Хакасия И.Смолина.
Самой важной задачей региональной системы образования в ближайшее время станет введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с законодательным изменением структуры общего образования каждому образовательному учреждению предстоит провести большую работу по разработке новых образовательных программ.

http://www.19rus.ru/more.php?UID=22359

 

Миасс: читает учитель – читают ученики

Филиал библиотеки № 4 приглашает к сотрудничеству педагогов школ. Пусть в Год учителя станет больше учителей, которые прививают своим ребятам любовь к чтению и словесности. По словам заведующей филиалом № 4 Л.Пилипенко, хорошо, если детям встречается хороший, читающий педагог. И если учителя не расстаются с книгой, значит, и их ученики не обойдут библиотеку стороной.

Так, преподаватель русского языка и литературы школы № 10 Н.Подтеребкова читает в библиотеке с 1980 года и 30 лет учит детей. Все её воспитанники – активные читатели библиотеки. Третий год подряд коллектив филиала № 4 тесно работает с её классом. Начинали с основ информационной грамотности: как найти нужную книгу, написать реферат, эссе, составить проект, как их правильно оформить. Сейчас идёт работа по программе профориентации молодёжи “Путёвка в жизнь”: проводится анкетирование, компьютерное тестирование по выявлению профессиональных склонностей, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия и в вузы и многое другое. Класс Н.Подтеребковой будет знать, где найти ответ на возникшие вопросы, куда пойти учиться и как составить резюме. Не только ученики школы № 10, но и учащиеся других школ могут поучаствовать в регулярно организующихся программах.

http://newsmiass.ru/index.php?news=20827

 

Калининград: новый проект в областной детской  библиотеке им. А.П.Гайдара

11 марта 2010 года в детской библиотеке   стартовал проект “Азбука творчества”, в рамках которого планируется проведение мастер-классов по основам живописи и прикладного искусства.

Суть проекта: на основе прочитанных произведений создать изображения персонажей из рассказов и сказок отечественных и зарубежных авторов, любимых литературных героев.

Первая встреча была посвящена юбилею В.М.Гаршина и его сказке “Лягушка-путешественница”. Ребята 1 “Г” класса гимназии № 40 отвечали на вопросы викторины. А затем под руководством опытного мастера живописи Е.В.Петровской рисовали лягушку-путешественницу. Весёлые, грустные, воинственные, хитрые – всего 25 лягушек, созданных своими руками. Мастер-классы в рамках проекта будут проходить два раза в месяц. Следующая встреча будет посвящена 195-летию П.П.Ершова. Ребята будут фантазировать на тему сказки “Конёк-горбунок”.

Соб. инф.

 

Томск: конференция по поддержке одарённых детей и молодёжи

В конце марта в Томске прошла всероссийская конференция “Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одарённости: детский сад – школа – университет”. На конференцию съехалось более 600 делегатов из 23 регионов России – учёные, директора школ и гимназий, заведующие детскими садами, специалисты системы дополнительного образования, управленцы, учителя, воспитатели и представители родительской общественности, сообщает пресс-служба мэрии города.

Томск для проведения этого форума выбран не случайно: целый ряд образовательных учреждений региона работает по программам развития одарённости у детей. В частности, одним из “пионеров” этого направления является Академический лицей. Он реализует свои разработки в области развития талантливой молодёжи как у себя, так и в союзе с другими образовательными учреждениями. Ещё в 2004 году в Академлицее прошли обучение более 20 воспитателей томских детских садов, а по завершении курсов в пяти детсадах были созданы специальные группы для одарённых ребятишек. Другой масштабный проект лицея – игра “Математическая биржа”, объединяющая сегодня школьников Томской и Кемеровской областей. Эти и другие проекты томских педагогов по развитию детской одарённости будут представлены на предстоящем форуме.

http://obzor.westsib.ru/news/318965

 

В Интернете появится музей памяти ветеранов Великой Отечественной войны

Основой этого электронного музея памяти станут конкурсные работы школьников об участниках и событиях войны.

Весной в России пройдёт первый Всероссийский конкурс работ молодёжи, посвящённый 65-й годовщине Победы. Конкурс будет проходить в два этапа. Первый этап проводится в регионах РФ до 12 апреля. Второй этап пройдёт в Москве с 12 по 29 апреля.

К участию в конкурсе приглашены школьники, учащиеся колледжей и техникумов, воспитанники суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, военно-патриотических клубов и представители молодёжных общественных организаций.

Ребята представят свои работы по темам: “Великая Отечественная война в судьбе моего народа”; “Мой край и Великая Отечественная война”; “След Великой Победы в моей семье”; “Российское учительство в Великой Отечественной войне”; “Казачьи части и соединения в годы Великой Отечественной войны”; “Женщины-матери в годину войны”; “Моё участие в поисковых работах”.

Все материалы появятся в открытом доступе на сайте Московского государственного университета технологий и управления, в электронных информационных ресурсах “Единого окна”, поддерживаемых ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика”, а также на других электронных ресурсах.

Учащиеся 9–11-х классов – победители регионального этапа конкурса – получат право участвовать в заключительном этапе олимпиады школьников по политологии “Ломоносов”, которую проводит МГУ им.М.В.Ломоносова. Ребятам также предложат выступить с презентациями своих работ на всероссийском форуме “Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества”, который пройдёт 29 апреля в Фундаментальной библиотеке МГУ.

Победителей наградят дипломами и ценными призами.

http://www.amic.ru/news/120906/

 

“Неделя детской книги”: в марте этого года ей исполнилось 67 лет

Ежегодно в конце марта во всех библиотеках России традиционно проводится праздник чтения “Неделя детской книги”. Начало этой традиции было положено ещё в 1943 году. Идея, её воплощение да и само название книжного праздника принадлежали детскому писателю Льву Абрамовичу Кассилю.

Сегодня “Неделя детской книги” стала яркой, красочной, незабываемой неделей встреч, общения, знакомства с книгой, музыкой, со спектаклями самодеятельных артистов.

Эта неделя проводится именно как праздник: праздник детства, праздник для писателей, издателей и библиотекарей.

http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=04032010&chapt=culturen&num=6

 

Школьные компьютеры попрощаются с Windows

В 2011 году истекает срок лицензионного использования школами России программного обеспечения, разработанного на базе операционной системы Windows. В связи с этим Министерством образования и науки РФ образовательным учреждениям страны рекомендовано готовиться к переходу на пакет программного обеспечения с так называемым “открытым кодом”. Это программное обеспечение распространяется бесплатно.

Подобный эксперимент успешно апробирован в образовательных учреждениях Татарстана и Перми. В нескольких школах Тюменского района уже созданы экспериментальные площадки. На этих площадках по 2–3 компьютера работают на оперативной системе Linux, педагоги прошли обучение на специальных пользовательских курсах. Предполагается, что все школьные компьютеры постепенно будут переведены на новую операционную систему.

http://tumen.kp.ru/online/news/629851/

 

МИР БИБЛИОТЕЧНЫЙ

Финляндия: праздник обмена розами и книгами

В Финляндии есть весенний праздник – День обмена розами и книгами. В этот день все, кто любит книги и цветы, дарят их друг другу и библиотекам.

Весенний праздник – День обмена розами и книгами – финны празднуют 23 апреля. В этот день большая группа финских писателей приедет в Петербург, чтобы встретиться со своими читателями, переводчиками, критиками, литературоведами. Будем надеяться, что они вернутся домой с хорошими впечатлениями и цветами.

http://www.rosbalt.ru/2010/03/03/717583.html

 

Китай: Вэнь Цзябао призвал китайцев больше читать

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао призвал китайских граждан проводить больше времени за чтением. По его мнению, чтение оказывает положительное влияние на качество жизни и процветание нации. “Нация, которая не заинтересована в самообразовании, не имеет будущего”, – считает китайский премьер.

Согласно опросу, проведённому в апреле 2009 года Китайским институтом изучения общественного мнения, 61% китайских граждан недовольны условиями, в которых им приходится заниматься чтением, а 65% респондентов признались, что читают очень мало книг. Тогда премьер выразил надежду, что молодое поколение будет читать хотя бы в метро. “И сейчас многие молодые люди действительно пришли к этому”, – говорит Вэнь Цзябао.

http://www.polit100.ru/v-mire/2010-03-11/ven-tszyabao-prizval-kitaytsev-bolshe-chitat8891.html

 

ПОДУМАТЬ...

Безопасность детей в Интернете: что показали исследования и что рекомендуют эксперты

Круглый стол “Безопасный Интернет” был организован по инициативе ОАО “ВымпелКом” (ТМ “Билайн”). На нём были представлены результаты исследования, проведённого среди интернет-пользователей в пяти крупнейших городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск) в декабре 2009 года. Среди респондентов – пользователи проводного Интернета с детьми от 8 до 16 лет и без детей.

Основные выводы:

Интернет в жизни людей

Абсолютное большинство респондентов (96%) выходят в Интернет каждый день и пользуются им в среднем около 5 часов. Интернет для активного пользователя – это в большей степени информационная база и электронная библиотека.

Угрозы в Интернете

Большинство (84%) респондентов сталкивались в Интернете с нежелательной информацией (например, экстремистского, порнографического, рекламного содержания) и с заражением компьютера вирусами.

Что такое безопасный Интернет

Большинство респондентов (88%) вкладывают в понятие “безопасный Интернет” защиту от вирусов и вредоносных программ, 70% – защиту от взлома личной информации, 54% – защиту от спама, 45% опрошенных понимают “безопасный Интернет” как защиту детей от нежелательной информации.

Средства самостоятельной защиты пользователей в Интернете

50% опрошенных предпочитают использовать базовые средства безопасности. Более половины (55%) считают, что обеспечивать безопасность в Интернете самостоятельно довольно сложно. Лишь 4% респондентов решают проблемы по мере поступления. В качестве основного средства обеспечения своей безопасности большинство (93%) опрошенных выбирают антивирусные программы.

Как провайдер может сделать Интернет безопасным

В настоящий момент ни один интернет-провайдер не воспринимается как средство обеспечения безопасности в Интернете.

74% респондентов полагают, что провайдер должен предоставлять решения для обеспечения безопасности в Интернете для взрослых и детей.

Первое место в рейтинге операторских решений со значительным отрывом (70%) занимает решение фильтрации контента, второе – защита от вирусов (55%) и третье – помощь службы технической поддержки (48%).

Что такое интернет-грамотность, кому и как надо её повышать

Большинство опрошенных (89%) понимают интернет-грамотность как умение осуществить поиск информации и пользоваться важнейшими сетевыми ресурсами. 70% считают интернет-грамотностью также осведомлённость об угрозах безопасности в Интернете. 75% опрошенных считают, что интернет-грамотность важна для любого современного человека и особенно для детей.

В среднем респонденты с детьми 8–16 лет оценивают уровень своей интернет-грамотности выше, чем уровень грамотности своего ребёнка. 60% опрошенных родителей с детьми 8–16 лет заинтересованы в повышении уровня интернет-грамотности своего ребёнка. Только треть опрошенных ожидает обучения детей от провайдера, а около половины полагают, что это в первую очередь задача школы или родителей.

В экспертный совет по обсуждаемой проблеме вошли представители: “Microsoft”, “Лаборатории Касперского”, Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского; журнала “Директор школы”, Фонда развития Интернета, Фонда “Дружественный Рунет” и др. Эксперты предложили ряд простых рекомендаций родителям для обеспечения безопасности детей в Интернете. Данные рекомендации – практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в “мировой паутине”:

• Не отправляйте детей в “свободное плавание” по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребёнка с Интернетом, особенно на этапе освоения.

• Беседуйте с ребёнком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребёнка о возможностях и опасностях, которые несёт в себе Сеть:

• Объясните ребёнку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Если ребёнок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям.

• Научите ребёнка искать нужную ему информацию и проверять её, в том числе с вашей помощью.

• Научите ребёнка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно через отправку sms, во избежание потери денег.

• Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребёнок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребёнка в Сети:

• Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – это решение проблемы родительского контроля, и антивирус Касперского или Doctor Web.

• Если ваш ребёнок – учащийся младших классов и часто остаётся дома один, ограничьте время пребывания вашего ребёнка в Интернете.

• Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребёнка.

• Создавайте разные учётные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребёнка, но и сохранить ваши личные данные.

• Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребёнок. Простые настройки компьютера позволят Вам быть в курсе того, какую информацию просматривает ваш ребёнок.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

• Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

• Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете. 

http://www.mskit.ru/news/n70837

Подготовила Елена Иванова