Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2010

Елена Макарова

Чтение детское и недетское

Елена Ивановна
Макарова
заведующая библиотекой
школы № 1302
с углублённым изучением иностранных языков,
Москва

СИТУАЦИЯ обычная для этого времени года – две неожиданные замены с самого утра в довольно шустром и громком седьмом классе. Надеяться на то, что часть класса проспит или опоздает, не стоило. Впору было ужаснуться и за стеллажом спрятаться. Но здесь, как всегда, на помощь пришла “БШ”, которая своих в беде не бросает, а постоянно подбрасывает идеи, сценарии. Сразу же вспомнила о мастер-классе Елены Ивановой по сказке Джанни Родари “Тонино-невидимка”, который записан на диске видео-марафона этого года. Если вы ещё не видели эту работу, то всё самое интересное у вас впереди! Я-то уже восхитилась и просто ждала случая пустить её в дело, попробовать на практике. А здесь и замены подвернулись, да ещё две подряд. Вот и решила я взять сценарий Елены и опробовать его в нашем седьмом “А” классе. Сценарий урока разработан по образовательной технологии “Развитие критического мышления средствами чтения и письма” (РКМЧП).

Самое главное всегда – это заинтересовать ребят. Я не стала ничего придумывать. Просто попросила семиклассников выступить в качестве экспертов, поскольку я готовлю такое занятие для семинара школьных библиотекарей.

“Эксперты”… Слово-то какое красивое, серьёзное. Ну разве кто-нибудь может отказаться?! Да и делать ничего особенного не надо, кажется… А любопытно стало всем. Я же предупредила, что будем читать и на вопросы отвечать. И хотя я люблю работать с группами, в этот раз разговор у нас был общий. Каждый высказывал своё личное мнение. Только осуждать или обсуждать его не позволялось. Решили, что любое мнение имеет право быть высказанным. Есть мнение – говори, но и другим тоже дай сказать, и сам послушай. В результате дети учились не только сами говорить, но и слушать и слышать других тоже. Ребята могли высказать своё личное мнение, не повторяя предыдущие высказывания. Их можно было развить или продолжить, если уже высказанная мысль понравилась или получила одобрение.

Сначала я задала ребятам совсем простенькие, казалось бы, вопросы. Но они были вводными. Таким образом я готовила аудиторию к работе, знакомила аудиторию с темой, “погружала” в неё. И это была, согласно технологии РКМЧП, первая стадия урока, стадия вызова.

Вопросы были следующими:

1) Были ли в вашей жизни моменты, когда вы хотели стать невидимым?

Мнения детей сразу же разделились. Кто-то сказал: “Да, потому что поссорился с родными, хотелось где-то спрятаться”. Или: “Был не очень хороший день, и хотелось побыть одному”. А двое ответили: “Нет, считаю, что жизнь без приключений и невзгод неинтересна”. И: “Если всё хорошо, то может стать скучно”.

2) Что бы вы сделали, став невидимым? – Все ответы можно свести к единому “пошалили бы и слегка похулиганили” (думается, это нормальная и правдивая реакция на данный вопрос). Но один юноша решил высказать своё особое мнение. Он, если бы получил шапку-невидимку, то, в связи с ненадобностью её для себя, исследовал бы её природу, суть, а затем наладил бы производство таких шапок в значительных масштабах и пустил их в массы. (Представляете, что бы в мире творилось?!) Вот такая у нас фантазия.

3) Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда оказывались в положении незамеченного, невидимого человека? – Получила совершенно неожиданные ответы: одиночество, печаль, неуютно.

4) “Тонино-невидимка”. Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием? – Став невидимым, мальчик начнёт развлекаться, веселиться, проказничать.

Это обобщённое высказывание я записала на доске, для памяти, чтобы вернуться к нему позже.

Стадия вторая. Осмысление. Читаем сказку Джанни Родари “Тонино-невидимка” с остановками.

Первый отрывок

Как-то раз мальчик по имени Тонино пошёл в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его.

“Эх, – подумал он, – если б я мог стать невидимкой!..”

Учитель начал урок с переклички, а когда дошёл до Тонино, тот ответил:

– Я здесь.

Но никто не услышал его, и учитель, вздохнув, сказал:

– Жаль, что Тонино не пришёл сегодня в школу, я как раз хотел вызвать его. Если он заболел, будем надеяться, что не серьёзно.

Первая остановка

А у меня уже готовы вопросы по прочитанному отрывку, и они посыпались один за другим:

1) Что произошло с Тонино? – Как я уже отмечала, с фантазией в нашем классе всё в порядке. Ответы не заставили себя ждать. Мои семиклассники решили, что невидимым мальчик стал:

– силой мысли;

– потому что такое сильное желание было, вот оно и исполнилось;

– мысль материальна, и она осуществилась в действительности.

2) В чём необычность ситуации? – “Да ведь его никто не видит и не слышит!” (Мои семиклассники были окончательно заинтригованы и увлечены Тонино. А я ещё беспокоилась, что с ними два урока делать! Хорошие книжки надо читать – очередной раз сделала я для себя вывод.)

3) Как вы думаете, что он предпримет?– Вариантов было предложено много, причём сразу. Например:

– будет бегать и радоваться;

– сделает то, что раньше не мог;

– сделает то, что не делал в обычной жизни;

– обрадуется;

– испугается;

– начнёт пользоваться своим положением.

(Мне представляется, что сказка “Тонино-невидимка” – это замечательный материал, выявляющий реакции ребёнка. Здесь интересно было бы сравнить ответы ребят с ответами и реакцией взрослых, представленными на диске, который подготовлен “БШ” к очередному Московскому педагогическому марафону).

4) Предположите, что будет дальше. – Ответили сразу: Тонино начнёт пользоваться своим положением!

Второй отрывок

Тут Тонино понял, что стал, как ему и хотелось, невидимкой. От радости он вскочил на парту и оттуда бухнулся прямо в корзину для бумаг. А затем стал бегать по классу, дёргать ребят за волосы и опрокидывать чернильницы.

В классе поднялся шум. Все стали возмущаться и даже ссориться. Ребята обвиняли друг друга в том, чего никто из них не делал. Ведь они и не подозревали, что это проказы Тонино-невидимки.

Когда Тонино надоела наконец эта игра, он ушёл из школы и сел в троллейбус. Разумеется, он и не подумал брать билет, потому что кондуктор всё равно не видел его. Он нашёл свободное место и преспокойно уселся там.

А на следующей остановке в троллейбус вошла синьора с тяжёлой сумкой, набитой продуктами, и хотела сесть как раз туда, где сидел Тонино: она видела, что место не занято. И конечно, она села прямо на колени Тонино.

Он почувствовал, что сейчас задохнётся от тяжести. А синьора вскочила и закричала:

– Что за сиденья в этом троллейбусе! Даже сесть нельзя как следует!

Смотрите, я кладу сумку, а она повисает в воздухе!

На самом деле сумка лежала на коленях у Тонино.

В троллейбусе заспорили, и почти все пассажиры энергично выразили своё возмущение по поводу плохой работы троллейбусной службы.

Тонино вышел в центре города, прошмыгнул в кондитерскую, подошёл к прилавку и начал загребать обеими руками карамель, шоколадные конфеты и всевозможные пирожные. Продавщица, заметив, что всё исчезло с прилавка, решила, что виноват в этом почтенный старый синьор, который покупал конфеты для своей тётушки. Синьор возмутился:

– Я вор?! Да знаете ли вы, с кем разговариваете?! Да знаете ли вы, кто был мой отец? Да знаете ли вы, кто был мой дед?!

– И знать не желаю! – заявила продавщица.

– Как! Вы позволяете себе оскорблять моего деда?!

Поднялся невероятный скандал.

Вторая остановка

И опять я задавала вопросы, а мои семиклассники думали, рассуждали, искали ответы.

1) В каких ситуациях оказался Тонино, став невидимым?

В плохих, появились ссоры.

– Тонино оказался виновником не только ссор, но даже преступления – воровства.

– Он создаёт скандальные ситуации.

– Не осознаёт, что делает.

– Воспринимает происходящее как игру.

2) Что Тонино при этом ощущал? – Счастье, веселье, радость, ни о чём не задумывался.

3) Меняется ли настроение мальчика? Попытайтесь определить его в цветовой гамме. – Ребята решили, что настроение его меняется. А цветовая гамма различалась, например, следующим образом:

грусть – серый цвет;

радость – жёлтый;

восторг – оранжевый.

4) Что, по-вашему, чувствует Тонино?

– Восторг, но при этом Тонино не осознаёт последствий.

5) Как бы вы повели себя в подобной ситуации?

– Попытался бы обратить на себя внимание.

– Быть для других невидимым не очень-то и приятно.

– Воспользовался бы ситуацией и посетил все страны мира.

6) Предположите, что произойдёт дальше.

– Тонино будет веселиться.

–Захочет рассказать друзьям о своих возможностях.

– Одичает без общения.

– Ему станет грустно, потому что его никто не видит.

Третий отрывок

Тонино-невидимка опять направился в школу.

Там он увидел, как его одноклассники гурьбой спустились по лестнице и шумной ватагой высыпали на улицу. А ребята его не видели. Тонино напрасно старался обратить на себя их внимание – он подбегал то к одному, то к другому мальчику, дергал за волосы своего приятеля Роберто, предлагал тянучку Гвискардо... Но они не видели и не слышали его, попросту не замечали. Их взгляды проходили сквозь Тонино, словно через стекло.

Усталый и немного испуганный, Тонино вернулся домой. Мать стояла на балконе, с тревогой ожидая его.

– Я здесь, мама! – крикнул Тонино. Но она не видела его и не услышала, а продолжала с тревогой смотреть на улицу.

– Папа, вот и я! – воскликнул Тонино, войдя в комнату и усевшись на своё обычное место за обеденным столом.

Но отец не слышал его и продолжал ворчать:

– Что такое? Почему Тонино так долго нет? Не случилась ли с ним какая-нибудь беда?

– Папа, но я ведь здесь! Мама, папа, я здесь! – закричал Тонино. Но они не слышали его.

– Я не хочу больше быть невидимкой! – заплакал Тонино, и сердце у него разрывалось на части. – Хочу, чтобы отец видел меня, чтобы мама ругала меня, чтобы учитель вызывал меня отвечать урок... хочу играть с ребятами!

Очень плохо быть невидимкой, очень плохо быть одному!

Третья остановка и очередная порция вопросов, которые задаются и принимаются с большим энтузиазмом:

1) Оправдались ли ваши ожидания о развитии событий? – Здесь мы смотрим на доску и те записи, которые делали в самом начале занятия (“Став невидимым, мальчик начнёт развлекаться, веселиться, проказничать”). Ответ детей: “не совсем”.

2) Какие перемены в настроении Тонино вы заметили после трёх прочитанных отрывков? – Класс решил, что его настроение изменилось – от радости и безудержного веселья к страху и отчаянию.

3) Попробуйте передать изменения настроения и чувств героя через цветовую палитру. – У нас были разные варианты, но в целом вариант у семиклассников получился такой: от серого – к жёлтому – через оранжевый – к чёрному, то есть от грусти и печали к радости и счастью, а затем к отчаянию.

4) Как описываются переживания Тонино?

– Страх, жалость к себе и родителям, отчаяние.

5) Как вы думаете, что дальше произойдёт с героем? Что он предпримет? – Предположения так и сыпались со всех сторон (просто класс уже вошёл “во вкус” занятия):

– Попытается как-то связаться с родителями.

– Раскается.

– Будет шуметь, чтобы привлечь внимание.

– Воспользуется силой мысли, чтобы стать видимым.

– Он должен сам выйти из этой ситуации.

Четвёртый отрывок

Грустный он вышел на лестницу и спустился во двор.

– Отчего ты плачешь? – спросил у него старик, гревшийся на солнышке возле ворот.

– Ой, вы меня видите? – обрадовался Тонино.

– Вижу, а что? Я каждый день вижу, как ты уходишь в школу и возвращаешься домой.

– А я почему-то никогда не замечал вас.

– Знаю. На меня никто не обращает внимания. Старый, одинокий старик... С какой стати ребята будут замечать меня? Я для вас будто человек-невидимка...

– Тонино! – позвала в этот момент мать с балкона.

– Мама! Ты меня видишь?

– Ах, лучше бы я и не видела тебя, негодный мальчишка! Поднимайся наверх! Иди-ка сюда, иди! Сейчас отец покажет тебе!

– Бегу, мама, бегу! – обрадовался Тонино.

– И ты не боишься взбучки, которая тебя ожидает? – засмеялся старик.

Тонино бросился ему на шею и расцеловал.

– Вы спасли меня!

– Ну, это уж слишком! – улыбнулся старик.

И заключительная “порция” вопросов:

1) Почему Тонино стал видимым?

– Его увидел старик, “невидимка” для окружающих.

– Помогло сочувствие старика к слезам Тонино.

2) Как вы думаете, почему мальчик считает старика своим спасителем? – Старик как бы расколдовал мальчика, снял с него чары невидимости.

3) Что общего у старика и Тонино? И в чём различия между ними?

Общее Различия
– невидимость

– одиночество

– они в одинаковом положении, в одной и той же ситуации

– старик невидим в переносном смысле, а мальчик невидим в прямом

– Тонино сам захотел стать невидимым, а старик стал им против своего желания

Третий этап – стадия рефлексии – с вопросами по всему прочитанному произведению.

1) Насколько неожиданной была для вас концовка сказки? – Здесь ребята были единогласны. “Хороший конец был предсказуем”. “Сказка-то ведь всегда имеет хеппи-энд”. “Сказка должна чему-то учить, значит, она должна иметь хорошее завершение”. Одним словом – “конец – делу венец”.

2) Подтвердились ли ваши прогнозы, сделанные в начале занятия ? – Частично.

3) О чём всё-таки эта сказка?

– О лени и её последствиях.

– Про человеческие желания.

– О том, что мысль – материальна.

– Про жизнь.

4) Для кого она предназначена? Только ли для детей?

– Для людей ленивых, которые хотят спрятаться от проблем.

– Для детей до десяти лет, чтобы они извлекли урок.

– Только не для взрослых, так как они не избегают проблем, а решают их (Приятно узнать такое лестное о нас, взрослых, мнение и хотелось бы в него верить, но боюсь, данное утверждение частенько расходится с действительностью).

– Для всех, чтобы знать минусы невидимости и её последствия для человека.

5) Действительно ли это сказка? – Мои ребятки считают, что это фантастика с добавлением мистики (ну, любят они в этом возрасте всякие ужастики; но до осознания того, что в сказке Джанни Родари присутствуют элементы притчи, они самостоятельно не дошли, хотя мы потом обсудили с ними и такой вариант).

А затем я предложила всем участникам заняться составлением синквейнов. Каждый выполнял задание самостоятельно, а на доске мы ещё для примера и общий синквейн “изобразили”. Вот что у нас получилось:

Мне самой очень понравилось это занятие. Было интересно. Два урока пролетели мгновенно. Мы все вместе осваивали неизвестное. Детям тоже понравилось. Класс показал себя серьёзным, творческим коллективом. Никто не отлынивал: если не выступал, то обязательно слушал – и не потому, что ведущий заставил, а просто интересно было. Все увлеклись новой и неожиданной формой урока, и дети показали себя думающими личностями. И хотя каждый выступал и отвечал за себя, ребята смогли сделать и совместные, общие выводы. Через синквейн они приоткрыли свои душевные глубины. Причём получилось это не специально, а как бы невзначай, в виде интеллектуальной игры, да ещё с таким интересным названием – “синквейн”. И хотя я давно использую составление синквейнов в своей работе, именно на этом уроке мне пришла в голову мысль, что их можно использовать психологам в виде нестандартного теста, позволяющего человеку, ребёнку раскрыться и открыть для себя самого очень многое в своём личном мире. С помощью этого теста можно узнать, что там есть, за душой, в голове, в сердце. Оказывается, что всё это синквейн “проявляет”. И остаётся только удивляться, откуда у детей такие слова и мысли берутся.

В последние двадцать секунд занятия детишки по моей просьбе (уже имея хорошую предварительную тренировку) быстренько набросали общий синквейн на тему “Урок”, который у нас только что состоялся. И он действительно состоялся, и был полезен всем – и детям, и мне, школьному библиотекарю.

Урок.

Интересный, познавательный.

Научил, помог, рассказал.

Смотреть на мир другими глазами.

Знания!

(Седьмой “А”)