Тамара Кардановская
Список брошюр – приложений к нашим газетам, выпуск 2 за 2010 год
ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Воспитание. Образование. Педагогика
Общая редакция серии “Воспитание. Образование. Педагогика”: М.Н.Сартан
Погодин В. Воспитание выбора ученика / Владимир Николаевич Погодин. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. [: табл., схемы.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика”. Вып. 26).
В брошюре содержится описание учебного процесса, построенного на технологии выбора. Автор, учитель информатики и математики московской школы № 1477, разработал её, опираясь на собственный опыт преподавания и на идеи гуманистической педагогики. Приведены в систему многие из отдельных приёмов, бытующих в повседневной педагогической практике учителей. Это позволяет видеть элементы урока в более широком контексте, целостно.
Управление школой
Общая редакция серии “Управление школой”: Я.А.Сартан
Буданова Г. П. Дополнительное образование детей: путь к себе / Галина Петровна Буданова, Любовь Николаевна Буйлова. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Управление школой”. Вып. 32).
В брошюре рассматриваются вопросы становления и развития дополнительного образования детей (ДОД) в российской образовательной системе, его соотношение с внешкольным воспитанием, цели, ценности и роль в решении задач, стоящих сегодня перед “нашей новой школой”.
Содержание книги ведёт читателя от ориентированной основы деятельности через анализ проблем и затруднений педагогических работников к прояснению позиций авторов, связанных с пониманием назначения и сути ДОД.
Библиотека в школе
Общая редакция серии “Библиотека в школе”: О.К.Громова
Загашев И. О. Чтение в библиотеке. Стратегия “Чтение с остановками” / Игорь Олегович Загашев, Валентина Павловна Гусева. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Библиотека в школе”. Вып. 32).
Эта брошюра – методическое пособие по проведению занятий в библиотеке с использованием стратегии “Чтение с остановками” из технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (одной из весьма популярных современных педагогических технологий). Пособие содержит теоретическую часть (изложение принципов всей технологии и данной стратегии) и практическую – описание двух занятий с использованием стратегии “Чтение с остановками”.
Школьный психолог
Общая редакция серии “Школьный психолог”: И.В.Вачков
Стишенок И. “Трудный” ребёнок : практическое пособие для психологов и родителей / Ирина Владимировна Стишенок. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 32).
В брошюре Ирины Стишенок речь идёт о конкретных способах помощи детям, имеющим различные проблемы в поведении. Агрессивность, страхи, воровство, уход из дома – это проблемы, с которыми можно справиться. Как? Именно об этом рассказывает И.Стишенок. В предлагаемом практическом пособии вы найдёте яркие примеры из опыта её работы с “трудными” детьми и чёткие рекомендации для родителей.
Классное руководство
Общая редакция серии “Классное руководство”: С.Л.Островский
Дымова И. Поиграем – помечтаем : сценарии классных часов / Инга Валерьевна Дымова. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Классное руководство”. Вып. 20).
В выпуске представлены материалы для проведения классных часов в 1–5-х классах. Автор предлагает вниманию читателей разработки литературно-музыкальных композиций, инсценировок, викторин, бесед с элементами театрализации, которые окажут практическую помощь педагогам во внеклассной работе. Данная брошюра предназначена для учителей, классных руководителей, организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях, а также для вожатых, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продлённого дня.
Здоровье детей
Общая редакция серии “Здоровье детей”: Н.В.Сёмина
Григорьева Т. Физкультминутки на логопедических занятиях в школе / Татьяна Аркадьевна Григорьева. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Здоровье детей”. Вып. 32).
Брошюра представляет собой разработку физкультминуток педагога-логопеда для учащихся начальной школы, имеющих общее недоразвитие речи. Двигательная активность в школе – большой дефицит. В процессе проведения физкультминуток, когда разнообразные движения сочетаются со словом, ненавязчиво воспитывается положительное поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарь. С помощью специально подобранных несложных стихотворных текстов (песенок, считалок и т.п.) отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развиваются начатки диалогической речи у детей.
Спорт в школе
Общая редакция серии “Спорт в школе”: О.М.Леонтьева
Лутошкина Л. Е. Секция конькобежного спорта в школе / Лариса Евгеньевна Лутошкина. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Спорт в школе”. Вып. 32).
В брошюре представлена авторская программа секции конькобежного спорта для учащихся 10–13 лет. Помимо учебного плана, содержания занятий, циклов тренировок, изложена методика обучения школьников скоростному бегу на коньках, а также подробно описаны подвижные игры, которые можно использовать с детьми.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Дошкольное образование
Общая редакция серии “Дошкольное образование”: М.С.Аромштам
Готовы ли дети учиться? Комплект материалов для диагностики детей предшкольного возраста. Часть I. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Дошкольное образование”. Вып. 32).
Дошкольное образование нуждается в эффективных средствах контроля за качеством. Диагностические материалы по определению школьной готовности, разработанные в Институте возрастной физиологии Российской академии образования, могут выступать в роли такого средства. Кроме того, они дают необходимые ориентиры педагогам и родителям в оценке возможных рисков будущего обучения первоклассников и направлений коррекции личностного развития ребёнка.
Проводить диагностику детей в период подготовки к школе могут как психологи, так и подготовленные для этого педагоги.
Диагностические материалы представлены в двух брошюрах.
Начальная школа
Общая редакция серии “Начальная школа”: М.В.Соловейчик
Гордиенко С. Правила поведения в школе. Для воспитанных ребят и воспитанных зверят / Наталья Ивановна Гордиенко, Сергей Анатольевич Гордиенко. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Начальная школа”. Вып. 30).
Соловьёва Т. А. Праздник мужества и чести. Цикл занятий для младших школьников, посвящённый 23 февраля / Татьяна Анатольевна Соловьёва. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. –(Библиотечка “Первого сентября”, серия “Начальная школа”. Вып. 32).
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
Математика
Общая редакция серии “Математика”: Л.О.Рослова
Смирнова И. 50 задач о равенстве треугольников / Ирина Михайловна Смирнова, Владимир Алексеевич Смирнов. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Математика”. Вып. 32).
Физика
Общая редакция серии “Физика”: Н.Д.Козлова
Долгушин А. Н. Делаем интерактивную презентацию к уроку физики / Александр Николаевич Долгушин. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Физика”. Вып. 32).
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ БЛОК
Химия
Общая редакция серии “Химия”: О.Г. Блохина
Френкель Е. Н. Как решать задачи по химии? / Евгения Николаевна Френкель. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Химия”. Вып. 32).
Брошюра предназначена для учеников 9–11-х классов, которые, имея определённые теоретические познания в области неорганической и органической химии, не научились решать задачи, но хотят понять, как их решать.
Материал разделён на шесть частей, в каждой из которых рассматривается определённая методика решения стандартных школьных задач, в конце каждой части приведены задачи для самостоятельного решения.
Брошюра будет полезна не только на основных занятиях, но также на факультативах, при подготовке к ЕГЭ (часть С).
Биология
Общая редакция серии “Биология”: Н.Г.Иванова
Вишневская Т. Ю. Курс общей биологии в 9 классе – проблемы и решения. Часть II / Татьяна Юрьевна Вишневская. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. Вып. 32).
Вниманию читателей предлагается вторая часть методического пособия, в котором предпринята попытка решить проблемы, возникающие в связи с переносом изучения раздела “Общая биология” из 10–11-х классов в 9-й.
Детально рассмотрены причины возникновения многоклеточности и различных тканей у растений и животных; ароморфозы, связанные с размножением, виды оплодотворения, стратегии размножения и различные варианты развития зародыша; забота о потомстве у растений и животных.
География
Общая редакция серии “География”: О.Н.Коротова
Заяц Д. В. Западно-Сибирский экономический район. Обь-Иртышье / Дмитрий Викторович Заяц. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “География”. Вып. 32).
В брошюре приводятся актуальные справочные сведения по регионам, образующим Обь-Иртышье: Тюменской, Омской и Томской областям. Перечислены важнейшие промышленные предприятия, достопримечательности и основные проблемы регионов.
ГУМАНИТАНЫЙ БЛОК
Литература
Общая редакция серии “Литература”: С.Ф.Дмитренко, С.В.Волков
Свирина Н. Французская литература в школьной программе, ч. I / Наталья Михайловна Свирина. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Литература”. Вып. 32).
В брошюре представлены разработки уроков по французской литературе (Гюго, Стендаль, Бальзак) для 6–10-х классов, которые можно использовать как в базовой, так и в профильной школе.
История
Общая редакция серии “История”: А.Л.Савельев
Козлов С. А. Правление Екатерины Великой. Сложные вопросы на уроках истории / Cергей Алексеевич Козлов, Наталья Ивановна Дорожкина. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “История”. Вып. 32).
Брошюра содержит два учебных материала, посвящённых эпохе Екатерины II. В первой статье подробно рассматривается аграрная политика императрицы. По ходу изложения материала приводятся задания и вопросы для учащихся. Урок для 8-го класса по внешней политике Екатерины II построен с использованием модульной технологии, которая подразумевает пошаговый контроль и самоконтроль учащихся. Это способствует лучшему усвоению материала урока.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Русский язык
Общая редакция серии “Русский язык”: Л.А.Гончар
Щерба Л. В. Филология в школе и лингвистический анализ стихотворений / Лев Владимирович Щерба. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Русский язык”. Вып. 32).
Данная брошюра представляет первое за много десятилетий переиздание классической работы Л.В.Щербы, с которой берёт начало история лингвистического анализа текста в России.
Английский язык
Общая редакция серии “Английский язык”: Е.В.Громушкина
Коровина О. Сборник разноуровневых учебных тематических тестов. 10–11 классы / Ольга Андреевна Коровина. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Английский язык”. Вып. 32). – Текст англ., рус.
Французский язык
Общая редакция серии “Французский язык”: Г.А.Чесновицкая
Алемайкина Я. Л. Портфолио для учащихся начальной школы по французскому языку / Я. Л. Алемайкина. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Французский язык”. Вып. 32).
Данный языковой портфель разработан на основе европейской концепции с использованием моделей языковых портфолио, входящих в состав зарубежных УМК, а также с учётом возрастных особенностей учащихся этого возраста и особенностей методики обучения в начальной школе. Он может быть использован учащимися 8–10 лет в процессе изучения французского языка как в школе, так и за её стенами.
Немецкий язык
Общая редакция серии “Немецкий язык”: М.Д.Бузоева
Бартош Д. Изучение темы “Путешествия и отпуск” на уроках немецкого языка / Дана Казимировна Бартош, Галина Петровна Гузеева. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Немецкий язык”. Вып. 32). – Текст нем., рус. – На обл.: D. Bartosch, G. Gusejewa. Thema “Reisen und Urlaub” im Deutschunterricht.