Советы газеты “Первое сентября” из ежедневника учителя
Старайтесь иногда дать урок не только для детей, но и для себя. Покажите самому себе, на что вы способны.
Никогда не спрашивайте у детей об их родителях при всём классе. Вы нечаянно можете коснуться семейной драмы.
Если ребёнок засмотрелся в окно, не торопитесь возвращать его в класс. Сухомлинский в таких случаях говорил: его подхватила волна детства.
Хороший вопрос дороже ответа, но не всегда его дождёшься. Своими вопросами учите детей искусству спрашивать.
Если ребёнок спрашивает вас, что ближе – Луна или Солнце?, – не отвечайте: “Конечно, Луна”. Ответьте: “Луна”.
Если вы после болезни вернулись в класс. Не приступайте к делу слишком круто, сначала восстановите прерванные отношения.
Хотя младший должен здороваться со старшим первым, не бойтесь опередить ученика. Первым скажите ему: “Здравствуй”.
Никогда не угрожайте вызовом к доске. Не вызывайте к доске в наказание.
Дети так разобщены! Стройте мосты между ними, соединяйте детей так, словно все они – острова.
Восхищайтесь! Не плохие отметки, а учительское восхищение побуждает детей к работе.
Сведения о родителях ученика – информация для взрослых. Постараемся, чтобы эта информация не становилась достоянием класса.
Неуспевающих подростков обычно сбрасывают со счетов – как будто их нет в классе.
Для класса это может оказаться недобрым уроком: оказывается, можно не замечать людей рядом с тобой.
В классе не должно быть ничего поломанного. Поломанная вещь вызывает у детей безотчётную агрессию.
Вы проводите родительское собрание. Взвешивайте каждое слово – не получится ли, что после собрания кого-то из ваших учеников дома изобьют?
Однажды остановитесь с детьми и вместе посмотрите на мчащийся поезд. Он промелькнул – и сколько чужих жизней пронеслось перед вами в один миг!
Учите детей думать о чужих и незнакомых.
Внимательно прислушивайтесь к детской речи. Поощряйте удачные образы и сравнения. Это не только поддерживает развитие речи ребёнка, но и помогает выработать иммунитет к сквернословию.
Знакомьтесь со значительными произведениями выдающихся педагогов неспешно. Хорошую книгу можно читать и год, и два. Профессиональное чтение не отличается быстротой.
Не слишком браните учеников пятого-седьмого классов за плохое учение. В этом возрасте даже отличники отходят душой от школы.
Обращайтесь к родителям учеников только в крайних случаях. И даже самый неприятный разговор лучше начинать с похвалы ребёнку.
Подготовила Людмила Сухова