Светлана Козловская
Разговоры с Антоном Павловичем Чеховым
|
Продолжается Чеховский год.
Мы вчитываемся и всматриваемся в чеховское
наследие. Пытаемся вести диалог с нашими
читателями.
В этом сценарии мы не стали убирать имена
девочек, написавших свою музыку на стихи Юрия
Левитанского. Эти стихи показались им созвучными
чеховским мыслям и чувствам. У вас найдутся свои
стихи и музыка. Главное, что вы увидите в этом
сценарии, – наравнодушное отношение к
творчеству Антона Павловича.
Цель: расширить, обобщить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова.
Задачи:
• развить познавательный интерес учащихся к творчеству писателя;
• прививать учащимся интерес к чтению хорошей литературы.
Оборудование и материалы: компьютер; интерактивная доска; “Песня жаворонка” из “Времён года” П.И.Чайковского; ноктюрн № 8 Ф.Ф.Шопена; свеча; высказывания А.П.Чехова, представленные на доске или на стене.
Действующие лица: двое ведущих, учитель или ученик в роли А.П.Чехова, библиотекарь.
Ведущий 1. (зажигает свечу.) Свеча – символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая, а пламя её – как человеческая душа, трепетная и робкая. Свет её беззащитен и нежен.
Ведущий 2. Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело – электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.
Ведущий 1. Но когда всё вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Человека счастливого от несчастного?
На фоне музыки звучит фонограмма: отрывок из рассказа А.П.Чехова “Крыжовник”:
…К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждою довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других...
Раздаётся стук в дверь. Входит Чехов, садится за стол и пишет…
Ведущий 2. Эти слова были написаны А.П.Чеховым в 1898 году, но звучат так, словно они родились только что и напрямую относятся к нашей сегодняшней жизни… Задумайтесь…
Ведущий 1. Антон Павлович Чехов прожил всего 44 года. На портретах и фотографиях последних лет Антон Павлович изображён с утомлённым лицом, в пенсне, делающим его взгляд тусклым. Это Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Но мы вспомним Антона Павловича в юности, в тот славный период, когда формировался его уникальный талант. Благодаря искреннему, смелому взгляду, бесстрашно устремлённому в мир, он правдиво рассказывал о людях и обо всём, что видел вокруг…
Это был не просто художник, это был человек, который открыл для себя и для своего читателя особый образ жизни и мышления.
Ведущий 2. Садится за стол к Чехову. Ребята, вы задумайтесь, а я пока выпью чашечку кофе у “Чехонте”… Наверное, схожу с ума: такое ощущение, что передо мной сидит сам Антон Павлович Чехов. Я попробую с ним пообщаться?
Ведущие вечера: Д. Аверкина и А.
Лысенко, ученицы 9 кл.
|
Ведущий 2. Антон Павлович, расскажите, пожалуйста, что-нибудь о своём детстве.
А.П.Чехов. Павел Егорович Чехов, мой отец, был хозяином торговой лавки, а мать (Евгения Яковлевна) всю жизнь отдала интересам семьи, переживая, в первую очередь, за своих шестерых детей. Я был третьим ребёнком…
Ведущий 2. Скажите, Ваша фраза: “В детстве у меня не было детства” – связана со скверным характером Вашего отца?
А.П.Чехов. Действительно, нужда, теснота, житейские невзгоды сделали трудным характер моего отца. Когда мы были маленькими детьми, отец был с нами строг и взыскателен, как того требовали тогдашние семейные устои, но всегда справедлив и любил нас. Детьми мы надзирали за товаром в торговой лавке, отвешивали товар. Всё это для нас являлось истинным проклятием: усталые и невыспавшиеся, мы с трудом учили уроки, часто получали двойки, а за двойки доставалась порка. К тому же отец был верующим человеком и заставлял нас часами выстаивать в церкви и петь в хоре, мы знали и исполняли все церковные обряды (на экране демонстрируются фотографии).
Ведущий 2. Но в своей биографии Вы пишете: “Отец и мать – единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею; если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди...” Прокомментируйте это, пожалуйста.
А.П.Чехов. Мы испытывали ужас и отвращение, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа, позже он себя не мог простить за это. Но зато когда отец был в хорошем расположении духа, а мы были свободны от лавки и от церкви, в нашем доме звучали шутки, игры, домашние спектакли, это были настоящие праздники. Отец, Павел Егорович, был одарённым человеком, имел пристрастие к пению, музыке, играл на скрипке, а написанная им икона Иоанна Богослова и теперь находится в Ялтинском доме-музее. Душой нашей семьи была мама – Евгения Яковлевна, всегда заботливая, отказывавшая себе в ничтожном удовольствии и всю жизнь посвятившая нам – детям. Я всегда говорю, что талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери. Именно родители привили нам трудолюбие, любовь к природе, сострадание к людям (на экране демонстрируются фотографии).
Ведущий 2. Антон Павлович, Вы учились в Таганрогской классической гимназии, расскажите, как проходили занятия.
А.П.Чехов. Это было отсталое учебное заведение, которое не только не развивало своих учеников, но делало всё, чтобы вырастить из нас тупых, бездарных людей. Учитель словесности ставил за сочинения одни тройки, учитель греческого языка, совсем не зная русского, уверял учеников, что множественное число от слова “муха” будет “муши”, потому что множественное число от слова “ухо” – “уши”.
Одновременно со мной в гимназии учились два брата – Александр и Николай. Так вот, один из учителей сказал про нас маме: “Из старшего, может быть, ещё что-нибудь и выйдет, а уж от двух младших ждать ровно ничего нельзя”. Этот преподаватель известен тем, что дал мне прозвище. Вызывая меня к доске, он говорил: “Чехонте!” Впоследствии этим именем я подписывал свои юмористические рассказы.
Здесь же, в гимназии, начались мои первые литературные опыты. Я много читал, часто посещал театр, обдумывал увиденное и прочитанное. Стал издавать юмористический журнал “Заика”, писать свои первые юмористические рассказы. В общем, “сам себя выращивал”.
Инсценировка отрывка рассказа “Злоумышленник”
Ведущий 1. Молодцы, ребята! Хочу у вас спросить, а как вы думаете, на самом ли деле так смешон этот рассказ?
Ответы учащихся.
Ведущий 2. Антон Павлович, скажите, почему по окончании гимназии Вы поступили на медицинский факультет Московского университета?
Чехов А.П. Сострадание и любовь к людям, ко всему живому, переданное мне мамой, повлияло на меня. Я стал врачом и писателем. Я старался всю жизнь лечить не только тело, но и душу человека.
Ведущий 2. Антон Павлович, когда писатель пишет свои произведения, он делает это не оттого, что ему нравится сочинять всякие истории. Писатель пишет потому, что ему надо сказать людям что-то очень, с его точки зрения, важное. Что было важным для Вас?
Чехов А.П. Очень хороший вопрос, спасибо! У меня, как и у всякого писателя, действительно, были свои любимые мысли, излюбленные темы, вопросы, к которым я возвращался от рассказа к рассказу. И прежде всего, это мысли о человеческом достоинстве, о свободе человека, о лучших качествах человеческой личности – таланте, уме, доброте. А ещё о том, как мало иногда дорожат люди тем, что у них есть.
Чтение фрагмента рассказа А.П.Чехова “Ночь перед Рождеством”.
Ведущий 2. Небольшой рассказ, а какая глубина чувств. Хочется помолчать и просто послушать спокойную, душевную музыку (звучит музыка П.И.Чайковского).
После музыки – кадры из кинофильма “Хамелеон”.
Ведущий 1. Ребята, что вызывает смех в этом рассказе?
Ответы учащихся.
А.П.Чехов. В своих рассказах я хотел показать человеку, каков он со стороны. И если читатель смеётся над персонажем, значит что-то в нём отступает от норм, что-то не так. Значит, нужно что-то поменять. А именно этого я и добивался.
Задание 1
Ведущий 1. Ребята, пока Настя беседует с Антоном Павловичем, вспомните и запишите на листке как можно больше названий произведений писателя. Время на выполнение задания – 3 минуты. Пока вы будете работать над вторым заданием, Антон Павлович лично проверит ваши ответы и вычеркнет одинаковые. Выиграет та команда, у которой на листке останется больше названий.
Сценка из рассказа А.П.Чехова
“Злоумышленник”.
|
Задание 2
Ребята, предлагаем вам по фрагменту из текстов вспомнить названия произведений и назвать персонажей.
Карточка № 1
“Зда-аровый, шут… Оттопырь-ка пальцы, я его сича… за зебры… Постой, не толкай локтем… я его сичас, дай только взяться. Далече, шут, под корягу забился, не за что ухватиться… Не доберёшься до головы… Пузо одно только и слыхать… Убей мне на шее комара – жжёт! Я сичас… под зебры его. Заходи сбоку, пхай его, пхай! Шпыряй его пальцем!”
(Любим, “Налим”.)
“Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай Бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы, да велели тёплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: Бога боюсь, пост...”
(Дьячок Вонмигласов, “Хирургия”.)
“Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай Бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!”
(Иван Евсеич, “Лошадиная фамилия”.)
Карточка № 2
“Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. Насчёт дров с Митрий Митричем, – и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек работающий. Работа у меня мелкая”.
(Золотых дел мастер Хрюкин, “Хамелеон”.)
“От мысли, что ему всю ночь придётся просидеть в тёмном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом. Климушка! – закричал он. Голубчик! Где ты, Климушка?”
(Землемер Глеб Гаврилович Смирнов,
“Пересолил”.)
“Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка”.
(Порфирий, “Толстый и тонкий”.)
Ведущий 1. У нас присутствуют в качестве гостей библиотекари общеобразовательных учреждений. Вам мы тоже предлагаем вспомнить произведения Антона Павловича (гостям раздают карточки).
Карточка № 1
“Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса. Женщины не прощают неуспеха. Я все сжёг, всё до последнего клочка. Если бы вы знали, как я несчастлив! Ваше охлаждение страшно, невероятно, точно я проснулся и вижу вот, будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю”.
(Треплев, “Чайка”.)
“Вообще жизнь люблю, но нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую, терпеть не могу и презираю её всеми силами моей души. А что касается моей собственной, личной жизни, то, ей-богу, в ней нет решительно ничего хорошего. Знаете, когда идёшь тёмною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонёк, то не замечаешь ни утомления, ни потёмок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу…”
(Астров, “Дядя Ваня”.)
Карточка № 2
“Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет ещё ровно ничего, нет определённого отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом…”
(Петр Сергеевич Трофимов, “Вишнёвый сад”.)
“Как вы меня испугали! О, как вы меня испугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем? Я так страдаю! Я всё время думаю только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали… Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас… Заклинаю вас всем святым, умоляю… Сюда идут!”
(Анна Сергеевна, “Дама с собачкой”.)
Блицконкурс для гостей
(карточки или блицконкурс по выбору)
1. Как называется рассказ, в котором описан “рыбный день”? (“Ионыч”.)
2. Как называется повесть Чехова, которую называют стихами в прозе? (“Степь”.)
3. Как назывался сборник рассказов Чехова, за который в 1888 году ему была присуждена Пушкинская премия? (“В сумерках”.)
4. Какая книга А.П.Чехова имеет географическое название? (“Остров Сахалин”.)
5. Можно ли пересолить собственный рассказ? (“Пересолил”.)
6. Назовите несколько рассказов Чехова, связанных с медициной. (“Ионыч”, “Попрыгунья”, “Цветы запоздалые”, “Враги”, “Хирургия”.)
7. Помогите вспомнить лошадиную фамилию. (Овсов.)
8. Назовите последний рассказ Чехова. (“Невеста”.)
Предметы XIX века |
А.П.Чехов. Молодцы! Очень приятно, что вы читаете и знаете мои рассказы. Уважаемые взрослые, и вам – большое спасибо за столь верные ответы.
На доске проецируются слова А.П.Чехова: “В момент создания произведения я всегда искал уединения. Мне необходимы были тишина и одиночество. От работы отрываться я не мог. Если надолго оставлю рассказ, потом уже не могу закончить. Начинаю всё сначала”.
А.П.Чехов. Мой девиз “Краткость – сестра таланта”. И я старался очень экономно расходовать словесные и языковые средства.
Ведущий 1. Владимир Набоков писал: “Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает”.
Ведущий 2. А Максим Горький высказывался так: “Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно”.
А.П.Чехов. Уважаемые гости, объясните, пожалуйста, как вы понимаете эти высказывания?
Ответы учащихся.
Ведущий 1. Антон Павлович, скажите, пожалуйста, к чему должен стремиться каждый человек? И что означают Ваши слова: “Я выдавливаю из себя по каплям раба...”? О каком рабе идёт речь?
А.П.Чехов. Я родился до Крестьянской реформы в России. И рос, когда крепостного права уже не было. Но черты крепостничества ещё прочно держались в быту. Власть сильного над слабым, старшего по чину над младшим. Всё это в ту пору было привычным. Этому учили в семье и в гимназии. Учили чувствовать себя ничтожеством, рабом. Нужно было доказывать, что ты не раб, постоянно работать над собой, воспитывать из себя настоящего человека. Ничтожны мы только перед Богом и природой. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты же не мошенник, честный человек. А честный человек не должен чувствовать себя ничтожеством. “Воспитание в себе чувства собственного достоинства и сопротивления” – это и есть “выдавливание из себя раба”. Человек должен быть свободным от предрассудков, верным своему долгу, любить природу, искусство и жизнь. И самое главное – надо спешить делать добро!
Ведущий 1. Антон Павлович объявит итоги двух конкурсов.
Чехов объявляет победителей.
Звучит песня “Время, бесстрашный художник” на слова Ю.Д.Левитанского и музыку Насти Садовниковой и Даши Аверкиной, учениц 9-го кл.
А.П.Чехов. Интересно было бы узнать, где современные читатели берут мои книги?
Ведущий 2. Антон Павлович, у нас в школе есть хорошая библиотека, в которой работает замечательный библиотекарь. Она бережно хранит все Ваши произведения, книги и периодические издания со статьями о Вашем творчестве. Мы сейчас и дадим ей слово.
Библиотекарь. Чехов писал о том, что писатель не судья, а только беспристрастный свидетель и наблюдатель, а судят же пусть присяжные, то есть читатели.
И для вас, читатели, написаны эти книги, из которых можно узнать, каким человеком был Антон Павлович. А после прочтения его произведений у вас останется сильнейшее художественное впечатление, какое может оставить только чеховская проза, удивляющая своей краткостью и простотой.
Книга “Чехов” [8] рассказывает о жизни Антона Павловича – его детстве и юности, зарождении и воплощении творческих замыслов, путешествиях, дружбе с Художественным театром, последних годах жизни.
Её автор, писатель Александр Иосифович Роскин, глубоко любил Чехова и много лет своей жизни посвятил изучению его биографии и творчества. Александр Иосифович хорошо знал все архивные материалы о Чехове, его рукописи, письма, разыскивал людей, которые помнили Антона Павловича, записывал их рассказы, побывал в чеховских местах.
Книга подкупает достоверностью, живостью, читается с волнением и интересом.
А Михаил Петрович Громов в “Книге о Чехове” [4] ищет собственный, неординарный подход к личности и художественному миру писателя. Написанию книги автор посвятил двадцать пять лет своей жизни.
Очень ценны для потомков воспоминания родственников Антона Павловича. Например, книга Марии Павловны – сестры писателя – “Письма к брату” [15] вместе с её комментариями и воспоминаниями представляет познавательную ценность для всех изучающих и просто интересующихся биографией Антона Павловича. В книге глубже раскрывается обаятельный образ Чехова – человека, Чехова – великого писателя.
Особое место среди обширной мемуарной литературы об Антоне Павловиче занимает книга его младшего брата “Вокруг Чехова” [14]. На глазах у брата протекала литературная работа писателя, происходило много памятных событий и встреч. Воспоминания написаны с замечательной правдивостью, искренностью и теплотой, простым, хорошим разговорным языком.
Статья подготовлена при поддержке компании «Apiani». Если Вы решили приобрести качественные женские сумки оптом, и без возникновения каких либо проблем, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Apiani». Перейдя по ссылке: « купить сумки оптом », вы сможете, не потратив много времени, приобрести женские сумки по праздничным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях Вы сможете найти на сайте www.Apiani.Ru.
Есть люди, которые хранят память о писателях, создавая литературные заповедники. Например, Юрий Константинович Авдеев в своём путеводителе “В чеховском Мелихове” [1] знакомит нас с прошлым и настоящим музея-заповедника А.П.Чехова в Мелихове, директором которого он являлся. В книге запечатлены образы людей, отдавших силы и талант увековечению памяти великого писателя, рассказано о судьбе некоторых экспонатов и создании филиалов музея.
Много книг посвящено творчеству А.П.Чехова. И каждая уникальна. В очерке В.И.Кулешова “Жизнь и творчество А.П.Чехова” [6] прослежены особенности прозы и драматургии писателя, отражены идейно-художественное своеобразие его творчества, специфика чеховской поэтики.
Условия, обстоятельства, впечатления детства и юности не могли не отразиться на творческом таланте писателя. Доктор филологических наук А.П.Чудаков в своей книге “Антон Павлович Чехов” [16] показывает, как условия жизни и неповторимое восприятие мира повлияли на Чехова и как из сотрудника юмористических журналов вырос великий писатель, открывший новую страницу в мировом искусстве.
Но творческий путь Чехова не был прямолинейным восхождением от одного успеха к другому, большему. Нет, тут были и победы, и поражения, периоды стремительного движения вперёд и возвращений вспять, мучительных блужданий по бездорожью. Иногда Чехова охватывало чувство, близкое к отчаянию (“Ничего не разберёшь на этом свете”), но такие минуты проходили, и вновь начиналась упорная, настойчивая работа чеховской мысли. Такова канва труда Г.П.Бердникова “А.П.Чехов. Идейные и творческие искания” [2], где прослеживается напряжённая борьба писателя за более глубокое постижение окружающего мира.
Корней Иванович Чуковский в своей книге о Чехове [17] сделал такой вывод: “Невозможно приблизиться к пониманию России, не изучая её великих народных писателей. Одним из таких писателей был А.П.Чехов”.
Не думаю, что вам, уважаемые читатели, нужно представлять произведения Антона Павловича, вы их хорошо знаете!
Читайте Чехова!
Ведущий 1. Антон Павлович Чехов и был тем самым “человеком с молоточком”, который напоминал в своё время, да и до сих пор напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов. Не оставайтесь равнодушными и безучастными. Ведь равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. Спешите делать добро!
Ведущий 2. Так потихоньку сгорела ещё одна свеча, удивительным светом, которым мы вряд ли сумели воспользоваться. Но может быть, мы стали чуточку светлей? Кто знает...
Выходят все участники представления. Звучит “Песнь жаворонка” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.
Библиотекарь. Хочу поблагодарить ребят, принимавших участие в вечере, гостей и ведущих.
Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча была интересной, познавательной и останется у вас в памяти!
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авдеев Ю. К. В чеховском Мелихове : путеводитель / Ю. К. Авдеев. – М. : Моск. рабочий. – 1984. – 222 с.
2. Бердников Г. П. А.П.Чехов: идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. – М. : Худож. лит. – 1961. – 505 с.
3. Бороздунова Л. Постижение особенностей жанра : рассказ А.П.Чехова “Пересолил” / Л.Бороздунова // Литература – Первое сентября. – 2007. – № 8. – С. 13–15.
4. Громов М. П. Книга о Чехове / М. П. Громов. – М. : Современник. – 1989. – 382 с.
5. Крамарь Е. Жизнь и творчество А.П.Чехова : методическая разработк а обобщающего урока литературы с использованием игровой формы / Е. Крамарь // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 27–28. – С. 23.
6. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А.П.Чехова : очерк / В. И. Кулешов. –2-е изд. – М. : Дет. лит. – 1985. – 173 с.
7. Мотина Н. На деревню дедушке / Н. Мотина // Подмосковье: неделя. – 2010. – № 4. – С. 1–2.
8. Роскин А. И. Чехов : биографическая повесть / А. И. Роскин. – М. : Дет. лит., 1959. – 175 с.
9. Рыбалка С.В. На родине писателя: литературный вечер / С. В. Рыбалка // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 10. – С. 34 – 38.
10. Халикова К. Доктор Чехов / К. Халикова // Литература – Первое сентября. – 2007. – № 19. – С. 12.
11.Чехов А. П. Рассказы / А. П. Чехов ; предисл. Н. Шер. – М. : Дет. лит. –1988. – 205 с.
12. Чехов А. П. Юмористические рассказы / А. П. Чехов. – М. : Правда. – 1982. – 206 с.
13. Чехов в школе : книга для учителя / авт.-сост. И. Ю. Бурдина. – М. : Дрофа. – 2001. – 318 с.
14. Чехов М. П. Вокруг Чехова: встречи и впечатления / М. П. Чехов. – М. : Моск. рабочий, 1959. – 303 с.
15. Чехова М. П. Письма к брату А.П.Чехову / М. П. Чехова. – М. : Худож. лит. – 1954. – 235 с.
16. Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов : книга для учащихся / А. П. Чудаков. – М. : Просвещение, 1987. – 176 с. – (Биогр. писателя).
17. Чуковский К. И. Чехов / К. И. Чуковский. – М. : Просвещение, 1958. – 93 с.
18. Ядровская Е. Р. Рассказ А.П.Чехова “Хамелеон” / Е. Р. Ядровская // Литература в школе. – 2004. – № 7. – С. 34.
Фото автора