Советы газеты “Первое сентября” из ежедневника учителя
Делитесь с учениками своей радостью. И не так уж важно, чем она вызвана – новой книгой или просто хорошей погодой…
Пусть дети учатся участвовать в чужой радости, сопереживать и согреваться ею.
Если вам довелось разбирать детский конфликт, не становитесь безоговорочно на ту или иную сторону. Защищая пострадавшего, подумайте вместе с ним, можно ли чем-нибудь если не оправдать, то хотя бы объяснить поведение обидчика.
Если в средних классах дети готовы слушать – читайте вслух хоть весь урок.
Ребёнку нравятся странные, на наш взгляд, книги и фильмы? Не браните его за это. Во-первых, наш критерий не единственно верный, а во-вторых, вкус к прекрасному появляется не сразу.
Забудьте о том, что класс делится на двоечников, троечников и отличников. И вы почувствуете, насколько содержательнее станет общение.
Не ждите от учеников немедленной отдачи. Результаты могут появиться и завтра, и через многие годы…
"Школьный дневник – твой документ!” – важно говорим мы. Но что слышат дети в этом, таком значительном для нас, слове: призыв к ответственности или непонятную угрозу из мира взрослых?
Почему поводом для серьёзного разговора с ребёнком чаще всего становится его проступок? Ведь есть тысячи иных поводов, когда мы можем поговорить с детьми о серьёзных вещах.
Готовясь к празднику, не забудем, что праздник – это не событие, а настроение.
Учителю кажется, будто лишь у него бывает хорошее или дурное настроение. Но ведь и каждый ребёнок приходит в школу из дома – может быть, на него с утра накричала мама? Или он плохо себя чувствует? Как научиться замечать это?
Детская несправедливость и неблагодарность часто ранят сердце учителя, и он выходит из себя. Но у нас с вами нет более сильного оружия, чем спокойствие.
Голос учителя – это дар, которым небо награждает учеников. Заботьтесь о своём голосе, развивайте его.
Почаще произносите в присутствии детей: “Как интересно! А я не знал, что… Оказывается, что…” Развивайте у детей интерес к миру.
Мы устали от детей не потому, что они надоедливы, а потому, что общаемся с ними вполдуши. Сосредоточимся на ребёнке в те минуты, когда с ним общаемся.
Рассматривали вы когда-нибудь свою жизнь шаг за шагом? Какими были ваши младенчество, детство, юность? Ничто так не помогает понять растущих рядом детей, как взгляд на своё прошлое.
Никогда не ищите зачинщиков дурной детской шалости, не спрашивайте, “кто это сделал”, “кто начал”. Не будем побуждать детей предавать товарищей.
Придумайте какую-нибудь тайну: “Я расскажу вам то, чего никто не знает, я читал об этом в одной редкой книге”. Никто не знает? Уже интересно.