Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2010

Марина Резванова

По страницам наших газет за март 2010 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Беликова И. Л. Праздник птиц : Сценарий праздника, стихи, загадки, пословицы и поговорки о птицах / И. Л. Беликова // Биология. – 2010. – № 5. – С. 6–15. – (Биология малышам).

Гусева В. “…Я ничего не забыл” : Библиотечный урок по стихотворению Николая Рубцова “Тихая моя родина…” / В. Гусева // Библиотека в школе. – 2010. – № 5. – С. 37–41. – (Работа с читателями. Я иду на урок).

Дорожкина Н. Люди солнца – инки / Н. Дорожкина // История. – 2010. – № 5. – С. 34–42. – (Я иду на урок).

Материал для подготовки устного журнала с использованием IT на тему “Народы и государства доколумбовой Америки”.

Колосова Е. Связующая нить : Игры и упражнения / Е. Колосова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 32–33. – (Классный час).

Предлагаемые задания помогут сближению и созданию доброжелательной атмосферы в любой момент и в каждом детском коллективе, где возникнут проблемы общения.

Левончева Н. Вспомним День Победы! : Литературно-музыкальная композиция / Н. Левончева // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 38–40. – (Праздники).

Руськина Е. Психологическаяя безопасность личности : Навыки самозащиты / Е. Руськина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 34–36. – (Классный час).

Шаров В. Новый шаг человечества : Материалы к Дню космонавтики / В. Шаров // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С. 36–38. – (Классный час).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Алёшин С. С минуса на плюс : Творческий подход к общению / С. Алёшин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С. 9–11. – (Родительское собрание).

При работе классного руководителя с семьями учеников зачастую упускается самое важное – создание эмоционального комфорта во взаимодействии “родители – школа”.

Формы сотрудничества; направления совместной работы.

Базарова С. Есть ли детство у наших детей? / С. Базарова // Школьный психолог. – 2010. – № 6. – С. 36–37. – (Вместе с родителями).

Что надо делать, чтобы не лишать своих детей детства?

Если вы последуете советам специалиста Центра диагностики и консультирования “Гармония” (г. Курск), есть шансы изменить ваш стиль семейного воспитания.

Белоусова Е. Всё равно ты молодец! : Практикум для родителей будущих первоклассников / Е. Белоусова // Школьный психолог. – 2010. – № 5. – С. 39–41. – (Конкурс. Номинация: “Психолог и семья школьника: идём на сближение”).

Минеева Е. Искусство наказывать и прощать / Е. Минаева // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 21–23. – (Родительское собрание).

Материал об очень важных категориях: поощрении и наказании. Для того чтобы родители смогли взглянуть на тему наказаний и поощрений через призму своей семьи, им предлагается ответить на вопросы анкеты. А после выступления психолога можно проанализировать ответы детей.

Тубельская Е. Родители на уроке: опыт нового взаимодействия : Какая сложная и увлекательная жизнь начинается тогда в классе и для взрослых, и для малышей! / Е. Тубельская, Т. Меньшова // Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 14. – ( Школьное дело. Педагогический треугольник).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Куличева С. Графические диктанты для младших школьников : Модификация известной технологии / С. Куличева, И. Назметдинова // Школьный психолог. – 2010. – № 5. – С. 42–43. – (Конкурс. Номинация: “Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому”).

Толстик С. Рецепт хорошего урока : Семинар-практикум для учителей / С. Толстик // Школьный психолог. – 2010. – № 6. – С. 40–43. – (Вместе с учителем).

Фоминова А. Связь с реальностью внутри нас : Использование художественных произведений на уроках психологии / А. Фоминова // Школьный психолог. – 2010. – № 6. – С. 10–13. – (Психолог у доски).

Юферев Д. Иссякший колодец / Д. Юферев // Школьный психолог. – 2010. – № 5. – С. 46–47. – (Игротека).

Представленная игра направлена на выявление и актуализацию ресурсов у людей, находящихся в подавленном (или, как они часто говорят, опустошённом) состоянии. Её можно проводить с любым количеством участников.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Воробьёва Е. Вольный ветер : Создание газеты / Е. Воробьёва // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С. 14–15. – (Школьная жизнь).

Проурзин Е. Где живёт Баба Яга? / Е. Проурзин, А. Перетягина // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 17–24. – (Проектная работа).

Задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж или мифологическое существо? Ученик Ломоносовской школы Архангельской области решил найти ответы на свои вопросы. Поставить гипотезу, определить объект и предмет исследования помогала учитель.

ПОДРОСТОК

Алексеева Н. Формула счастья : Психологическая беседа со старшеклассниками / Н. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С.18–19. – (Классный час).

Григорьев Б. Был наркоманом, стал скинхедом… / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2010. – № 5. – С. 18. – (Детный мир. Разговор с родителями).

Как защитить подростка от дурных влияний?

Жарков Г. “Пусть мне будет больно…” : Подросток в дисциплинарном пространстве / Г. Жарков // Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 18. – (Детный мир. Психология детского поступка).

Казанцев В. Тату и пирсинг – только ли в моде дело? : Специалисты считают, что самоповреждающее поведение – это симптом психологического неблагополучия / В. Казанцев // Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 18. – (Детный мир. Психология детского поступка).

Немчинова Н. Как найти контакт с подростком / Н. Немчинова // Школьный психолог. – 2010. – № 6. – С. 6–8. – (Гильдия).

Нестерова Л. Как сказать “нет” : Дискуссия для 8-го класса / Л. Нестерова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 17–19. – (Классный час).

Орлова Е. Тренинг родительской компетентности для… старшеклассников : Если правильно расставить акценты, то такое занятие может впрямую отвечать основной жизненной задаче старших подростков – поиску собственной идентичности / Е. Орлова // Первое сентября. – 2010. – № 5. – С. 13. – (Школьное дело. Встречи вне расписания).

Пятаков Е. О культуре речи и ловушках сквернословия / Е. Пятаков // Школьный психолог. – 2010. – № 6. – С. 17–32. – (Книга в газете).

ОСОБЕННЫЙ РЕБЁНОК

Данилова Н. Драгоценные росписи : Занятие по развитию художественного восприятия для слабослышащих учащихся / Н. Данилова // Здоровье детей. – 2010. – № 6. – С. 24–27. – (Технология).

Ливанова Е. Инклюзивное обучение: как это делаем мы : Интеграция слабослышащих детей в общеобразовательную школу / Е. Ливанова, Л. Жукова // Здоровье детей. – 2010. – № 6. – С. 34–37. – (Особый ребёнок).

Чиликина М. Театр на столе : Театрализация с элементами сказкотерапии в швейной мастерской / М. Чиликина, Н. Ильина // Школьный психолог. – 2010. – № 5. – С. 26–30. – (Газета в газете).

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПРОБЛЕМА

Кириллова С. Трудные, но благодарные ученики / С. Кириллова // Управление школой. – 2010. – № 5. – С. 3–7. – (Школа и власть. Дети-мигранты).

На очередном семинаре “Актуальные проблемы и исследования в области образования”, состоявшемся в ГУ-ВШЭ, был представлен доклад “Дети-мигранты в российских школах: проблемы и перспективы”. Это – одно из первых в России социологических исследований, посвящённых актуальной проблеме – обучению детей-мигрантов.

Корчагина Ю. Я не хочу его терять / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2010. – № 5. – С. 34–26. – (Вместе с психологом).

Публикация посвящена трудному вопросу, который, увы, приходится решать совсем юным девушкам и – немного реже – молодым людям. “Мой парень пьёт”, “Моя девушка курит”, “Мой друг употребляет наркотики”… Что посоветовать ребятам, испытывающим сильное чувство к тому, кто находится на пороге зависимости или уже нуждается в помощи?

Ушакова Е. Маленькие и большие хулиганы / Е. Ушакова // Здоровье детей. – 2010. – № 6. – С. 28–29. – (Учительская).

С детской или подростковой агрессией учителя и родители встречаются не раз. В чём кроются причины отрицательного поведения школьников и как бороться с этими негативными проявлениями со стороны ребят?

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Амбросова Ю. Знак вопроса : Психологический портрет класса / Ю. Амбросова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 10–12. – (Классный час).

Предлагаемая технология даёт возможность выйти на более высокий уровень общения не только в классных коллективах, но и в коллективе самих педагогов. Эта технология особенно интересна для классных руководителей 1–6-х классов, но с дидактической точки зрения она универсальна и может быть применена в любом формирующемся коллективе.

Болгова И. В. Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата / И. В. Болгова // Биология. – 2010. – № 6. – С. 34–38. – (Копилка опыта).

Гладышевская Н. Путешествие по своим правам / Н. Гладышевская, Л. Моисеева, В. Плихневич // Управление школой. – 2010. – № 6. – С. 29–32. – (Мероприятие. Школьный уклад).

Проблемы правового образования живо обсуждаются и педагогами, и юристами, и политиками, ведь в последнее десятилетие оно становится важнейшим фактором построения государства и гражданского общества.

Приведена правовая игра для 5–7-х классов “Моя жизнь. Мои права”.

Громова О. Стендовый доклад : Где? Для кого? Как? / О. Громова // Библиотека в школе. – 2010. – № 6. – С. 6–10. – (Библиотечное дело. Мастер-класс).

Зеленкина Т. Учусь владеть собой : Занятие с учащимися 5–7-х классов в рамках программы “Твой выбор – здоровье” / Т. Зеленкина // Здоровье детей. – 2010. – № 5. – С. 24–28. – (Технология).

Ключарёва Н. “Ребёнку важно знать, что беду можно преодолеть и жить дальше” : Специалисты, работающие с детьми, пострадавшими от насилия, ищут для каждого из них свой особенный путь реабилитации / Н. Ключарёва // Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 6. – (Школьное дело. Репортаж).

Клятва Гиппократа для учителей // Здоровье детей. – 2010. – № 6. – С. 3–5. – (Из первых рук).

Приведён проект “Профессионального кодекса учителя”.

Кузнецов Д. Гуманитарный ресурс математических игр : От навыков командной работы до совместного анализа полученного результата / Д. Кузнецов // Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 8. – ( Школьное дело. Открытое образование).

Леонтьева О. Над пропастью – во лжи : Об обязанностях классного руководителя / О. Леонтьева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 2–4. – (Самоопределение).

Меркулов Ф. Домашнее задание как творческая работа : Задача педагога – наполнить эту работу смыслом и предложить такие формы, которые были бы ученику и по силам, и по душе / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2010. – № 5. – С. 11. – ( Школьное дело. Правила движения по дороге знаний).

Меркулов Ф. Учебные предметы – разные, умения – общие : Другой взгляд на межпредметные связи / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2010. – № 6. – С. 13. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Урок литературы начинается в библиотеке, а продолжается в классе…

Петтер Г. Магический куб : Чтение и психологическое развитие ребёнка. Доклад на конференции Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) / Г. Петтер ; пер. с англ. Э. Азгальдова // Библиотека в школе. – 2010. – № 5. – С. 32–36. – (Работа с читателями. Детское чтение).

Пехтерева Г. Г. Коллекционирование как средство развития исследовательской деятельности и творческой личности учащихся / Г. Г. Пехтерева // Химия. – 2010. – № 6. – С. 14–16. – (Из опыта работы).

Поляков С. Один среди людей : Методика развития самостоятельности / С. Поляков // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 7–9. – (Самоопределение).

Реброва Е. Помним… : Обзор сайтов, посвящённых Великой Отечественной войне / Е. Реброва // Библиотека в школе. – 2010. – № 5. – С. 13–15. – (Библиотечное дело. Загляните на сайт).

Сухарева Е. Без ошибок : Занятие по профориентации для старшеклассников / Е. Сухарева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 20–21. – (Классный час).

Фоминова А. Победы и поражения : Воспитание жизнестойкости / А. Фоминова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 5. – С. 28–31. – (Самоопределение).

Сочетание качеств, помогающих человеку выстоять в трудных жизненных обстоятельствах связано с таким обобщающим понятием, как жизнестойкость. Учителю важно знать, как в условиях школьной жизни можно повлиять на развитие психологических способностей ребёнка.

Школьное пространство: событийность и сотрудничество // Управление школой. – 2010. – № 5. – С. 39–41. – (Архитектоника новой школы).

Своими предложениями, которые касаются архитектурно-пространственной и технической организации школы с точки зрения возраста, поделилась Красноярская университетская гимназия “Универс”.

Материал из тематического номера “Архитектоника новой школы”.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Цветкова О. От сотрудника ГИБДД до художника : Профессиональные пробы знакомят детей с будущим / О. Цветкова, О. Ковшикова, Н. Скрябина // Управление школой. – 2010. – № 6. – С. 24–28. – (Школьный уклад. Профориентация).

По итогам исследований, проводимых в гимназии №33 г. Костромы, выяснилось, что как учащиеся, так и родители не только заинтересованы в предоставлении образования повышенного уровня, но и ждут от педагогического коллектива помощи в профориентации школьников. Так появилась программа по выполнению родительского и ученического заказа – профессиональные пробы гимназистов.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Беляева Н. Поэзия “шестидесятников” в вопросах и заданиях / Н. Беляева // Литература. – 2010. – № 5. – С. 29–32. – (Современная поэзия).

Бухина О. …Мы все живём / О. Бухина // Библиотека в школе. – 2010. – № 5. – С. 21–23. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О романе Мириам Петросян “Дом, в котором…”

Громова О. О стенах и мостах / О. Громова // Библиотека в школе. – 2010. – № 5. – С. 16–17. – (Книжные палаты. Книга подана).

О книге “1989. Десять историй, которые прошли сквозь стены” (М. : КомпасГид, 2009).

Рудишина Т. Кошки и мышки от Принца поэзии / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2010. – № 5. – С. 29–31. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге М.Карема “Кошки-мышки” (М. : Розовый жираф, 2010).

Рудишина Т. Священное Писание. Истории для детей / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2010. – № 5. – С. 27–28. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге М.Кучерской “Евагельские рассказы для детей (М. : Время, 2010).

Сароян У. Притчи / У. Сароян ; пер. с англ. А. Оганяна // Школьный психолог. – 2010. – № 6. – С. 14–15. – (Лирика).

Свифт Д. Мысли о разных предметах / Д. Свифт ; пер. М. Беккер // История. – 2010. – № 5. – С. 16–19. – (Анфас и профиль).

Халфин Ю. Гений детства – или полуфабрикат? / Ю. Халфин // Литература. – 2010. – № 5. – С. 38–39. – (На полях книги).

О книге “Гений детства. Становление человеческой личности в фокусе воспоминаний” (М. : Первое сентября, 2009). В антологию вошли фрагменты воспоминаний о детстве двадцати трёх авторов – известных писателей, учёных, режиссёров, музыкантов, философов, от Бердяева до Гаспарова, от Петрова-Водкина до Феллини. В каждом из текстов делается попытка описать и осмыслить феномен детства как особого духовного состояния человека, определяющего этапы и пути становления человеческой личности.

Хомичева С. Рассказ Рэя Брэдбери “Улыбка”: опыт медленного чтения / С. Хомичева // Литература. – 2010. – № 5. – С. 11–14. – (Я иду на урок: 6-й класс).

ИМЕНА

Абрамов В. И. Морис Метерлинк / В. И. Абрамов // Биология. – 2010. – № 6. – С. 34–38. – (История науки).

О Морисе Метерлинке – бельгийском писателе, прозаике и драматурге, авторе известной всему миру пьесы “Синяя птица”, лауреате Нобелевской премии по литературе. Мало кому известно, что его перу принадлежит несколько замечательных книг, посвящённых пчёлам, термитам и растениям.

Елифёрова М. Загадочный Джонатан Свифт / М. Елифёрова // История. – 2010. – № 5. – С. 6–15. – (Анфас и профиль).

Свифт знаком каждому с детства: кто не зачитывался его “Путешествиями Гулливера”? Взрослея, мы получаем новые сведения: Свифт был вовсе не детским писателем, а сатириком, он слыл желчным мизантропом, “Путешествия Гулливера” – не приключенческий роман, а политический памфлет… Но насколько приближают нас все эти утверждения к пониманию фигуры Свифта? Он до сих пор остаётся одним из самых загадочных персонажей английской истории – и как писатель, и как политический и общественный деятель.

Ильичёв В. Д. Карл Францевич Руль – один из основоположников экологии в России / В. Д. Ильичёв // Биология. – 2010. – № 5. – С.22–25. – (История науки).

Кружков Г. Григорий Кружков: “Поэзия не изюм в булке и не розочка на торте” : [интервью с поэтом и переводчиком Г. Кружковым / беседовала А. Кнебекайзе] // Литература. – 2010. – № 6. – С. 6–9. – (Интервью у классной доски).

Медкова Е. Певцы гнева и печали / Е. Медкова // Искусство. – 2010. – № 5. – С. 2–8. – (Передвижники).

Один из материалов специального выпуска “Передвижники”.

Меркин Г. Геннадий Меркин: “Из школы потихоньку уходит слово любовь…” : [интервью с литературоведом, доктором педагогических наук, профессором Г. Меркиным / беседовали Ф. Е. Соловьёва, Э. В. Костерина] // Литература. – 2010. – № 5. – С. 6–9. – (Интервью у классной доски).

Нодель Ф. В друзьях особенно счастлив : Феномен Рассадина / Ф. Нодель // Литература. – 2010. – № 5. – С. 33–36. – (Штудии).

Порядина М. Дикая чукча / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2010. – № 6. – С. 39–41. – (Личность. Календарь круглых дат).

О В.Г.Богоразе.

Порядина М. Собеседница / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2010. – № 5. – С. 42–44. – (Личность. Календарь круглых дат).

Об А.О.Смирновой и отдельном издании “Записки А.О.Смирновой…”

Степанов С. Живой классик : Альберт Бандура / С. Степанов // Школьный психолог. – 2010. – № 5. – С. 4–5. – (Мэтры).