Маргарита Смольговская
Подиум-дискуссия на родительском собрании
|
С этими первоклашками из Университетского лицея и их учительницей, Татьяной Юрьевной Гавриловой, я познакомилась в нашей библиотеке. Дети живые, любознательные, активные. И сразу было видно: у них с учительницей взаимная любовь. Предложила прийти на родительское собрание, чтобы подискутировать о воспитании толерантности в детях. Татьяна Юрьевна охотно согласилась, но выразила сомнение: “Эти родители – люди занятые, серьёзные. Станут ли они говорить?”
Родителей пришло много, то есть был, можно сказать, аншлаг. Порадовало, что мамы делали аккуратные записи в своих тетрадках о моей презентации (а некоторые фотографировали) и говорили активно и что присутствовало много пап.
Тему для дискуссии обозначила так: “Нужно ли воспитывать в детях толерантность, или ребёнок толерантен по самой своей природе?”
Заранее подготовила экспертов – наших библиотекарей, чьи дети примерно такого же возраста. Однако среди родителей оказался один очень активный отец четверых детей, который “самовыдвинулся” в эксперты. Роль ведущей я взяла на себя.
Идея разработать подиум-дискуссию и провести её на родительском собрании пришла мне после того, как я прочитала об этой технологии, описанной главным редактором “БШ” Ольгой Громовой. Я вдохнула туда своё содержание, и получилось здорово!
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
Главные воспитатели – это бабушки и дедушки? Они должны жить вместе с внуками?
Мнение одного из экспертов: “Вместе пускай живут, но главные воспитатели – родители. Ребёнок для мамы – забота, а для бабушки – забава”. Реплика из зала: “Бабушки и дедушки часто мешают. Прошу: “Не давай больше одной конфеты” – даёт четыре. Приходится перевоспитывать бабушку, хотя это бесполезно”.
Может ли ребёнок с репутацией двоечника и хулигана на самом деле оказаться интересным, остроумным собеседником, верным и надёжным другом вашему ребёнку?
Все однозначно согласны с тем, что может. Это приятно: значит, родители не мыслят стереотипами, а это одна из черт толерантной личности.
Надо ли воспитывать в детях толерантность и как?
Мнение одного из экспертов: “Воспитывать, конечно, надо. Первые воспитатели – это родители, каким ребёнок увидит мир – радостным и солнечным или страшным и враждебным – зависит от них.
Лучший метод воспитания – собственный пример. Маленькие дети очень наблюдательны, воспроизводят всё, что видят вокруг. В игре дома можно услышать, что говорит воспитательница. В детском саду, наоборот, можно узнать всё, что происходит дома. Копируют жесты, интонации, воспроизводят целые фразы”.
Как же сделать так, чтобы ребёнок научился понимать и принимать других детей, в чём-то на него не похожих?
Привожу мнение Мишель Борба, доктора педагогических наук из США. Она формулирует четыре шага к преодолению нетерпимости:
Шаг 1. Охватите всё многообразие окружающих
Нужно поощрять ребёнка, как бы мал он ни был, заводить друзей другой национальности, другой религии или других способностей, увлечений.
Шаг 2. Подчёркивайте сходство
Учите ребёнка находить что-то общее, а не различия между собой и другими людьми.
Шаг 3. Запретите дискриминационные замечания
Ребёнок не должен употреблять оскорбительных слов, вроде “хачики” или “хохлы”.
Шаг 4. Боритесь со стереотипами
Обращайте внимание ребёнка на то, что не следует делать огульных замечаний, таких как: “Они никогда…”, “Все они…” и т.п.
Толерантный – это какой?
На электронной презентации – таблица с перечислением основных черт толерантной личности и интолерантной личности. Оживление и активность в зале: “Вот написано, надо уметь любить. А где этому учат?” – “Не надо нам учить толерантности, это вообще нерусское слово”… Отвечаю, что слово нерусское, но Россия подписала Декларацию толерантности, принятую ООН в 1995 году, значит, слово вошло в русский язык. А в жизнь вошло понятие.
Почему молодые люди становятся фашистами?
Привожу цитату из статьи педагога и писателя Вадима Ильича Слуцкого: “Питательная среда фашизма – опустошённый, униженный человек, который чувствует себя ничем и полон злобы на жизнь. Фашизм даёт ему ощущение своей значительности за счёт причастности к “великому делу”, “великой нации””.
Почему же наш выросший ребёнок “чувствует себя ничем”? Бурное обсуждение: “Недолюбили”. – “А по какому предмету учат любить?” – вопрос в немного изменённом виде повторяется. Справедливый вопрос! “Пусть детям рассказывают о праведниках”. – “В нашем времени не хватает духовности” и так далее, и так далее…
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СОБРАНИЯ
У меня было приподнятое настроение и ощущение моральной удовлетворённости: наверное, мы все после этой встречи стали немножечко умнее и добрее, кто-то ещё раз задумался о том, что другой не всегда значит плохой.
Но где-то в глубине души оставалась капелька горечи, мучил философский вопрос: ну почему в нас сидит неприемлемость другого? И как мне, детскому библиотекарю, разрушать стереотипы – в детях и родителях? Что ж, зато есть над чем думать…
Фото из архива библиотеки