Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2010

Раиса Беляева

Из опыта обучения студентов Петрозаводского государственного университета основам библиотечно-библиографической грамотности и информационной культуры

Раиса Михайловна
Беляева
главный библиограф
справочно-библиографического
отдела Научной библиотеки
Петрозаводского
государственного
университета

СОТРУДНИКИ университетской библиотеки уделяют большое внимание организации и проведению библиотечно-библиографических занятий – это необходимое условие успешного обучения и научно-исследовательской деятельности студентов.

В библиотеке сложилась определенная система проведения занятий, которая охватывает студентов первых курсов всех факультетов. Первыми слушателями были студенты-историки. Курс исторической библиографии читал Е.П.Еленевский, а практические занятия проводили библиографы.

В последующие годы программа и методика обучения менялись в зависимости от “возможностей расписания”, накопленного опыта и введения в учебный процесс новых технологий. С 1972 г. обучение проводится на всех факультетах. Упорядочению и планомерности занятий способствовало инструктивное письмо Минвуза СССР № 49 от 7 августа 1974 г. “О преподавании курса “Введение в специальность””. Сегодня этого курса в университете нет, но деканы факультетов выделяют часы на проведение занятий по библиографии, ибо считают, что такое обучение необходимо первокурсникам, ведь именно в библиотеке студенты знакомятся с энциклопедиями, словарями, справочниками. Практические занятия помогают разобраться в системе каталогов, учат работать с электронными каталогами, раскрывающими книжные богатства университетской и Национальной библиотек.

У значительной части студентов отсутствует информационная культура, многие не способны самостоятельно ориентироваться в каталогах, не умеют пользоваться справочным аппаратом книги. Выход здесь – в обучении студентов основам библиотечно-библиографической грамотности и информационной культуры.

Преподавание основ библиографии возложено на сотрудников справочно-библиографического отдела Научной библиотеки ПетрГУ и ведётся с 1960 г. У истоков этого дела были библиографы-специалисты высокого класса – Н.Г.Евсеева, Л.И.Мартынова, Г.Н.Новикова, проработавшие в библиотеке многие годы. Евсеева преподавала более сорока лет и только в прошлом году ушла на заслуженный отдых. Мартынова преподавала более 25 лет, а сейчас продолжает трудиться в социально-педагогическом колледже. Новикова тоже преподавала более 25 лет, сейчас находится в Америке и помогает дочери воспитывать внуков. Хочется отметить огромное желание этих специалистов делиться опытом преподавания с молодыми сотрудниками, приступившими к такой работе.

Преподавание основ библиографии помогает библиотеке реализовать поставленные перед вузами страны задачи углубления самообразования студентов. Кроме того, занятия способствуют повышению их библиографической грамотности и дают возможность шире использовать библиографию в учебной и научной работе.

Занятия проводятся с первокурсниками на всех факультетах дневного и заочного обучения, для студентов исторического факультета читается спецкурс по исторической библиографии, а для филологов дополнительно проводятся практические занятия в рамках курса “Методология литературоведческого исследования”.

Сперва объясняем студентам цель занятий, знакомим с программой. Начинаем занятия со знакомства с Научной библиотекой: структурой, правилами пользования. Проводим экскурсию по библиотеке.

Программа различается в зависимости от специализации. На технических факультетах, а также факультетах естественных и точных наук – восьмичасовая программа, на гуманитарных факультетах нагрузка больше: на историческом – 18 часов, на филологическом – 10, на экономическом – 12.

На первом занятии рассказываем о библиографии, её функциях, значении, классификации. Затем знакомим с ГОСТом 7.1–2003 “Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления”. Объясняем студентам, что без знаний правил библиографического описания пользоваться электронным каталогом очень трудно, рассказываем о важности библиографического оформления курсовых работ.

На следующем занятии знакомим студентов с традиционными библиотечными каталогами (алфавитный, систематический, каталог периодических изданий) и проводим практическую работу.

На третьем занятии рассказываем об электронных ресурсах, о поиске информации в электронной среде, о доступе к интернет-ресурсам через веб-сайт библиотеки, об электронных библиотеках, онлайн-энциклопедиях (краткая характеристика), о полнотекстовых журнальных базах, о базах данных EBSCO, об информационных ресурсах на компакт-дисках. Более подробно знакомим с электронным каталогом (ЭК) нашей библиотеки, а также с ЭК Национальной библиотеки, рассказываем о поиске библиографической информации в корпоративной сети библиотек Карелии, показываем, как выходить в электронные каталоги библиотек России. Завершается третье занятие выполнением практической работы, связанной с поиском библиографической информации по теме, о персоне, с уточнением библиографических сведений об издании.

На четвёртом, последнем занятии даём обзор энциклопедий, словарей и справочников.

О целесообразности занятий с первокурсниками в первом семестре говорит тот факт, что студенты приходят в библиотеку и чувствуют себя уверенно, знают, в какой отдел обслуживания обратиться, умеют правильно сформулировать вопрос. А самое главное – они умеют самостоятельно пользоваться каталогами, ведь электронный каталог рассчитан на самостоятельную работу читателя с ним. Наши студенты могут пользоваться не только ЭК нашей библиотеки – у них есть выход через сайт библиотеки в ЭК библиотек Карелии и России.

Таким образом, сложившаяся в библиотеке система по основам библиотечно-библиографической грамотности и информационной культуры направлена на получение студентами теоретических и практических знаний, которые помогут в осуществлении непрерывного образования, столь необходимого специалисту сегодня.

Фото автора