Владимир Лосев
О книге Л.К.Граудиной и Г.И.Кочетковой “Русское слово в лирике XIX века”
|
КОГДА-ТО Владислав Ходасевич в поэтических строчках сформулировал свою литературную задачу: привить “классическую розу советскому дичку”.
Книга Людмилы Карловны Граудиной и Галины Ивановны Кочетковой “Русское слово в лирике XIX века” выполняет миссию не менее благородную: это серьёзная попытка не дать Золотому веку “упроститься” в восприятии века нынешнего, попытка привить всё ту же “классическую розу” “дичку” постсоветской эпохи нечтения.
Не секрет, что программы для средних школ по понятным причинам основываются на принципе последовательного (писатель за писателем) изучения литературы. Сегодня явственно не хватает лежащей рядом с таким традиционным учебником книги “панорамной”, восстанавливающей реальное многоцветье и полифонию. Особенно это актуально в отношении века теперь уже позапрошлого – века “владычества литературы” (Белинский).
В создании этой панорамности соавторам помогают два дополняющих друг друга подхода: традиционный для школы мотивно-тематический – и более характерное для вузовского преподавания рассмотрение литературного процесса по направлениям и течениям. При этом в первой, “тематической” части последовательно выдерживается принцип “от общего к частному”. От “изначального” и всеобщего – религиозно-христианской поэзии – к национально-историческому и затем к личному началу.
Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русское слово в лирике XIX века. 1840-1900 : Учебное пособие. – М. : Флинта : Наука, 2010. – 600с. |
Весьма характерно для прошедших замечательную школу МГУ авторов такое качество, как основательность и универсальность “базы”: в работе нашли то или иное отражение опыт и достижения русских религиозных философов П.Флоренского, С.Булгакова, Б.Вышеславцева, И.Ильина, Н.Бердяева, литературоведов А.Квятковского, В.Жирмунского, Ю. Лотмана, современных теоретиков и практиков христианской поэзии С.Аверинцева и З.Миркиной, и многих других.
Одна из главенствующих в книге категорий – поэтика. Авторы известны и как специалисты по риторике (книга “Русская риторика”, 2001), поэтому неудивительно их пристальное внимание к красноречию золотого века. Тропам и фигурам посвящена отдельная глава, но показателен акцент на анализе поэтики на протяжении всей книги. Этим Л.К.Граудина и Г.И.Кочеткова справедливо напоминают коллегам-словесникам и их ученикам: главное в стихотворении – не о чём оно, а – какое оно.
Ещё одно безусловное достоинство книги связано с тем, что она вполне может служить одновременно и хрестоматией, ибо насыщена текстами, данными полностью или в широких извлечениях (в том числе и в особенности, заметим, текстами редко издаваемыми).
Выражаясь строкой процитированного в книге стихотворения великого князя Константина Романова, соавторы “Русского слова в лирике XIX века” “к вечности душу готовят” – душу своего (нет сомнений – благодарного!) читателя. Надо ли говорить о том, что такое благородное стремление призывает педагогов-словесников присоединиться и с помощью этой книги работать для сохранения в нашей культуре замечательной русской поэзии во всём её многоцветье, духовном и словесном богатстве!