Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2010

Жанна Хохлова

Опыт сопереживания

МЕСТО ВСТРЕЧИ

Жанна Борисовна
Хохлова
директор детской
библиотеки № 45
Северного округа Москвы

Есть дети, которым каждый шаг на жизненном пути даётся намного труднее, чем их сверстникам. За словами “ограниченные возможности здоровья” стоят тяжёлые и неизлечимые диагнозы: слепота, детский церебральный паралич, нарушение слуха или интеллекта.

В современном цивилизованном мире такие дети не изолируются в спецучреждениях, а получают возможность адаптироваться к нормальной жизни, жить и учиться, как их здоровые сверстники. Тому есть много подтверждений, как всемирно известных (таких, как команда подростков – незрячих альпинистов во главе с Эриком Вайхенмайером), так и повседневных, среди которых городские и районные спортивные олимпиады, выставки детского творчества, концерты самодеятельности.

Почему же тогда проблема социализации инвалидов много лет не теряет актуальности? Одна из главных причин в том, что на ущербное существование в обществе человека с ограниченными возможностями обрекают не физические ограничения здоровья: дело здесь в равнодушном, а порой и нетерпимом отношении обычных здоровых людей.

Как ребёнок воспринимает ровесника, отличающегося от него ограничением здоровья? Большинство из нас сталкивались с детской неподготовленностью в таких ситуациях, а чаще с жестокостью.

Если сегодня вы приняли решение оказывать посильную помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, то знаете ли вы, куда направиться? Кто направит, подскажет, как быть полезным? Что вы знаете о жизни людей с ограниченными возможностями здоровья? Это очень серьёзные вопросы, даже взрослым не так просто получить ответ. А в образовании и при взрослении детей подобные вещи нередко остаются “белыми пятнами”. Отсюда непонимание, неприятие. К сожалению, в человеке с рождения не заложена способность доброжелательно принимать всё незнакомое и непохожее. Толерантности нужно учиться.

Говоря об адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, следует помнить, что формирование цивилизованной толерантной социальной среды – первый шаг на этом пути. Недостаточно привить инвалиду ряд навыков и обеспечить бытовой комфорт, необходимо, чтобы людское сообщество духовно и интеллектуально было готово принять равноправным членом каждого человека, независимо от того, чем он отличается от большинства, – цветом кожи, образованием, местом рождения, возрастом или физическими способностями.

Тренинг “Город в темноте”
“Что за зверь играет с нами?”

Закладка духовного фундамента в человеке начинается с первых дней жизни. Воспитание в детях толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья – задача, стоящая перед всеми учреждениями детского воспитания и образования.

У нас, библиотечных работников, в этой деятельности особая роль. Библиотека – территория толерантности, здесь удовлетворяются интеллектуальные запросы людей разных возрастов, социальных прослоек, увлечений, здесь в неформальной обстановке встречаются единомышленники.

В детской библиотеке № 45 Северного административного округа Москвы с 2007 года работает программа “Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста”.

В ТЕМНОТЕ

“Город в темноте” – цикл мероприятий, один из многих, входящих в эту программу, который проводится у нас с апреля 2009 года. Цикл посвящён знакомству школьников с одним из существующих ограничений здоровья – слепотой.

Особенность наших мероприятий в том, что перед детьми не ставится задача изучать образ жизни незрячих людей при помощи специальной литературы или наблюдая за ними со стороны. Опыт показывает, что такой подход вырабатывает в детях ощущение отстранённости, подчёркивает восприятие по схеме “он не такой, как мы”.

Поэтому на первом этапе цикла для детей-участников тема слепоты как ограничения возможности здоровья вообще не обозначается.

Этап 1. Ребятам предлагается принять участие в игре. Все участники становятся жителями сказочного города, в котором всегда темно. Сразу оговаривается, что темнота – не результат катастрофы, не трудность, которую надо героически преодолеть, а просто необычное обстоятельство. Среди детей распределяются роли: кто-то становится мэром, кто-то – учителем, работником завода или офиса, врачом и т.д. Задача каждого участника придумать, как выполнять задачи, стоящие перед ним, согласно выбранной роли, не забывая, что город погружён во тьму и там совершенно ничего не видно. Ключевой момент в том, что по условию игры город живёт интересной и насыщенной жизнью, люди в нём учатся, работают, развлекаются, т.е. невозможность видеть обозначается для детей не как катастрофа, а просто как существующее условие.

Игра очень увлекает ребят. Начав с простых задач (например, выбрать игрушку в подарок), они переходят к более сложным, помогают друг другу, обмениваются опытом, придумывают разные способы комфортной жизни и работы в темноте.

Тренинг “Город в темноте”
“Начинаем с простых задач”

Зачастую среди воображаемых, придуманных детьми во время игры устройств появляются настоящие, уже существующие приспособления, такие как звуковой сигнал на пешеходном переходе, звуковое письмо, книга с объёмными буквами.

В процессе игры у каждого участника непременно возникает момент, когда “понарошку” лишившись возможности видеть, ребёнок ощущает себя растерянным и тут же понимает, как важно, что вокруг в этот момент неравнодушные люди, которые преодолевают те же трудности и готовы помогать друг другу.

Этап 2. Играя в “Город в темноте”, ребята успели приобрести специальные навыки, научились совершать разные действия без помощи зрения. Наступает второй этап цикла. Тут впервые упоминается, что существует такое ограничение возможностей здоровья – слепота. Когда библиотекарь обозначает эту тему, у ребят не возникает чувства страха, отчуждения или жалости. Они уже “побывали” на месте таких людей, поэтому возникают интерес и симпатия. Ребята готовы получать информацию и самое главное – они готовы не жалеть, а искренне сопереживать.

Тренинг “Город в темноте”
“Звонок “из города””

Библиотекари рассказывают детям о достижениях людей, лишённых возможности видеть, в области науки, искусства, спорта и т.д. Перечень этих достижений очень впечатляющий, дети восхищаются слепыми автогонщиками и альпинистами, с удовольствием слушают записи вокалистов и музыкантов, лишённых зрения. На этом этапе к участникам приходит понимание того, что люди с ограниченными возможностями по здоровью могут быть лидерами в своём деле, быть предметом не только уважения, но и восхищения.

Тренинг “Город в темноте”
“Мини оранжерея нашего города”

Этап 3. На третьем этапе дети знакомятся с условиями, в которых учатся их незрячие ровесники. Библиотекари рассказывают о специальных школах, особенностях обучения в них. Дети знакомятся со специальными компьютерами и книгами. На заключительном этапе ребятам предлагается изготовить своими руками что-либо для использования в нашем тёмном городе. Это может быть самодельная книга, открытка, игрушка – подарок, который принесёт пользу или радость тем, кто никогда не сможет его увидеть. Такой подарок как бы подытоживает полученные ребятами знания, показывает детям, что чем больше люди знают друг о друге, тем лучше они могут помогать друг другу.

Особо подчеркну, что “Город в темноте” не включает в себя организацию мероприятий с участием слепых и зрячих детей. Мы не рассматриваем эту работу с детьми как специальную подготовку общения слепых и зрячих детей. Главная задача – показать ребятам, что физические особенности, отличия от других не являются основанием для ограниченной, неполноценной жизни.

Проводя подобные мероприятия, мы не стремимся к результату, который можно выразить в цифрах, процентах. Цикл “Город в темноте” не просто даёт детям знания, которые можно применить при определённых обстоятельствах, он помогает формировать гражданское сознание. И в этом его основная социальная значимость.

Из анкеты, заполненной участником цикла “Город в темноте”

Вопрос. Что необходимо сделать, если знакомишься с незрячим человеком?

Ответ. Обязательно дать ему возможность прикоснуться к тебе.

Фото автора