Галина Топоева
Содержательный отчёт по проекту “Объединение? Нет – партнёрство! Cоздание сводного электронного каталога для педагогов”
Некоторое время назад мы опубликовали статью
Раисы Черепановой о том, как в Сибири, в Шушенском
районе Красноярского края, сельские школьные
библиотеки решили создавать сводный электронный
каталог.
И стали с интересом следить за развитием событий.
Закончился грантовый этап проекта, написан и
сдан в Фонд Михаила Прохорова содержательный
отчёт. Но работа на этом не закончилась, она
только начинается. Теперь мы с вами, дорогие
читатели, можем из самых первых рук получить
полную информацию о том, что и как делали
шушенские библиотекари.
Итак, перед вами официальный документ. А следом —
дневник руководителя проекта. Мы читали и
радовались за коллег. Чего и вам желаем.
|
РЕЗУЛЬТАТОМ данного проекта является создание сводного электронного каталога для педагогов. Для этого планируется объединить имеющиеся ресурсы каждой отдельной библиотеки школ – участниц проекта в единое целое. У педагогов расширятся возможности получать необходимую информацию, не покидая свои населённые пункты. Создание системы электронной доставки ускорит получение пользователями необходимых документов.
Участниками проекта являются библиотеки школ Шушенского района:
• Библиотека МОУ “Ильичёвская СОШ”, заведующая библиотекой Топоева Галина Васильевна.
• Библиотека МОУ “Субботинская СОШ”, заведующая библиотекой Игольникова Ольга Семёновна.
• Библиотека МОУ “Центр Образования “Родники”” пос. Каптырево. Заведующая библиотекой Суслина Валентина Михайловна.
• Библиотека МОУ “Шушенская СОШ № 1”, заведующая библиотекой Иванова Александра Михайловна.
• Библиотека МОУ “Шушенская СОШ № 2”, заведующая библиотекой Дунина Мария Владимировна.
• Специалист-информатик, который поможет объединить имеющиеся базы данных в единый каталог.
Проект состоит из трёх этапов: подготовительного, основного и заключительного. Срок реализации проекта: с 01.09.2008 по 01.09.2009.
1. Подготовительный этап: 1.09.08 – 15.03.09
1.1. Приобретено и установлено заказанное оборудование:
• Библиотека Шушенской СОШ № 1: сканер, два стеллажа, два кресла, два компьютера, стол компьютерный.
• Библиотека Шушенской СОШ № 2: ноутбук, компьютер, многофункциональное устройство (МФУ), два кресла, два стеллажа, сетевой фильтр, сумка для ноутбука, наушники, два компьютерных стола.
• Библиотека Субботинской СОШ: два компьютера, МФУ, сетевой фильтр, наушники, два кресла, оборудование для подключения Интернета в библиотеке (кабель, хаб, канал-кабель, коннектор сетевой), два стеллажа, два компьютерных стола.
• Библиотека Каптыревского ЦО “Родники”: два компьютера, два кресла, два стеллажа, принтер, сканер, сетевой фильтр, наушники, два компьютерных стола.
• Библиотека Ильичёвской СОШ: устанавливается телефон для подключения Интернета; приобретается дополнительное оборудование для подключения Интернета (сетевые карты, адаптер); оплачивается настройка сервера, рабочей станции, подключение Интернета. В библиотеке появляются два новых кресла, ноутбук, МФУ, сумка для ноутбука, наушники, сетевой фильтр, компьютер, два компьютерных стола.
Также приобретена литература для педагогов, диски, офисная бумага. (Приложение 1 – фотографии рабочих мест с приобретённой техникой и выставки-презентации электронного каталога.)
1.2. Все библиотеки подключены к сети Интернет
1.3.Определены единые требования к полям и к составу библиографических записей
28 августа 2008 года проведено совещание библиотекарей – участников проекта. Для создания электронных баз периодики были уточнены единые требования к составу библиографических записей и поля для шаблонов. Для шаблона “Статьи” определили следующие поля:
• Автор
• Другие авторы
• Заглавие
• Продолжение заглавия
• Название источника
• Место и дата издания
• Прочая информация (номер издания, страницы)
• Вид издания
• Авторский знак
• Индекс ББК
• Каталожный индекс
• Ключевые слова
• Аннотация
• Библиография
• Категория пользователя
• Местонахождение.
1.4. Распределены периодические издания для создания электронных баз данных
Шушенская СОШ № 1 выписывает и вносит в каталог следующие периодические издания:
• Спутник классного руководителя.
• Завуч начальной школы.
• Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе.
• Педагогическая техника.
• Педагогические технологии.
• Педагогическое мастерство.
Шушенская СОШ № 2:
• Воспитательная работа в школе.
• Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.
• Народное образование.
• Нормативные документы образовательных учреждений.
• Начальная школа плюс: До и После.
• Праздник в школе.
Каптыревский ЦО “Родники”:
• Классный руководитель.
• Читаем, учимся, играем.
• Воспитание школьников.
• Досуг в школе.
• Педсовет.
• Последний звонок.
Субботинская СОШ:
• Школьный психолог.
• Практика административной работы в школе.
• Сельская школа.
Ильичёвская СОШ:
• Вестник образования.
• Управление школой.
• Профильная школа.
• Директор школы.
• Открытый урок.
1.5. Начат ввод описаний в электронный каталог
В связи с тем, что оборудование приобреталось очень долго, по сотоянию на март 2009 года у нас было введено лишь 3610 наименований статей.
1.6. Проведена реклама электронного каталога
28 августа 2008 года школьным библиотекарям всего района представили проект “Объединение? Нет – партнёрство! Создание сводного электронного каталога для педагогов”. Кроме того, была дана подробная информация о “Благотворительном фонде культурных инициатив (Фонде Михаила Прохорова)”. (Приложение 2 – рекламная презентация.)
1.7. Подготовлена “Тетрадь учёта пользователей электронного каталога”
В тетради ведётся учёт запросов педагогов. (Приложение 3 – вид тетради учёта снаружи и внутри.)
1.8. Приглашён специалист-информатик, который поможет разместить объединённую базу в Интернете
1.9. Начато обучение педагогов поиску информации
Мы старались объяснить учителям преимущество электронного каталога при поиске нужной информации. Знакомили с алгоритмом поиска.
Обучение проходило на занятиях школьных методических центров и при индивидуальной работе и включало несколько занятий:
• презентация проекта и Фонда;
• обзор статей из периодики и представление библиографического описания этих наименований;
• знакомство с алгоритмом поиска;
• обучение поиску. (Приложение 4 – фотографии занятий.)
2. Основной этап: 15.03.09 – 01.09.09
2.1. Выпуск информационных листков и буклетов
Для ознакомления педагогов с ресурсами библиотек выпускаются тематические информационные буклеты. Буклеты распространяются во всех школах – участницах проекта. (Приложение 5 – виды буклетов.)
2.2. Объединение имеющихся баз данных
По состоянию на 19.03.2009 года было введено 3610 наименований статей из периодики, которые объединили в единый каталог. Хотя мы определяли единые требования к составу библиографических записей и поля для шаблонов, объединённая база тут же выявила недостатки, которые сразу бросились в глаза. Например, издания, посвящённые профильному обучению, вводились с разными ключевыми словами: профильное обучение, профиль, профильная школа. Это, по нашему мнению, затрудняло поиск. В полях для шаблонов тоже получилось много разногласий: у кого-то при вводе слов использовалась строчная буква, у кого-то – заглавная, у кого-то был пробел, у кого-то – нет и т.д. Потому мы ещё раз уточнили правила ввода наименований. Очень много споров у нас вызвали шаблоны: рубрика и подрубрика. Часть коллег считала, что эти рубрики необязательны, другие считали, что их необходимо ввести в поиск. По данному вопросу мы консультировались в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования – в библиотечно-информационном центре у Татьяны Михайловны Аницыной. Благодаря её консультации эту проблему решили. Поля шаблонов “основная рубрика” и “основная подрубрика” были включены в библиографическое описание как обязательные.
2.3. Работа с педагогами
Поскольку наш объединённый каталог ещё не был размещён в Интернете, мы не стали проводить презентацию, как планировали, а продолжили индивидуальные консультации по работе с объединённым каталогом. К концу учебного года 24 человека из всех школ уверенно пользуются электронным каталогом. (Приложение 4.)
2.4. Создание системы электронной доставки документов
Кроме того, мы практиковали электронную доставку документов в школы. К примеру, статья из журнала “Директор школы” была отсканирована в Ильичёвской СОШ и посредством электронной почты доставлена в Шушенскую СОШ № 2. (Приложение 6.)
2.5. Презентация проекта и электронного каталога
28 августа 2009 года на августовском совещании педагогического актива Шушенского района “Наша новая школа: качественное образование и профессии для новой экономики”” презентация нашего проекта вызвала большой интерес среди педагогов и администрации района. (Приложение 7.)
2.6. Размещение каталога в Интернете
Самой большой проблемой оказалось размещение нашей базы данных в Интернете. В марте 2009 мы нашли специалиста и планировали представить наш каталог в Интернете на сайте информационно-методического центра управления образования Шушенского района. Но тогда же методист управления образования Р.Г.Черепанова отправила в газету “Библиотека в школе” Издательского дома “Первое сентября” статью о нашей деятельности в рамках проекта. (Приложение 8.) Главный редактор газеты О.К.Громова очень заинтересовалась нашей работой, так как, по её словам, “аналогов такого проекта нет ни в одной из школьных библиотек”.
Ольга Константиновна и предложила нам вариант сотрудничества с НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА” – компанией, занимающейся созданием автоматизированных библиотечных систем “МАРК–SQL”. Разработчики могли бесплатно предоставить нам версию “МАРК–SQL Internet” для апробации в рамках реализации проекта и широкой рекламы.
С нами связалась Анастасия Кирилловна Чебанова, менеджер службы разработки программных средств НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА”.
Из письма А.К.Чебановой: “Здравствуйте, Галина Васильевна и Раиса Васильевна! Я менеджер НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА” (г. Москва) Чебанова Анастасия Кирилловна. Мы, разработчики АИБС “МАРК–SQL”, на которой работают библиотеки вашего района. Ваши координаты мне передала главный редактор газеты “Библиотека в школе” Громова Ольга Константиновна. Она же прислала нам вашу статью, которая нас очень заинтересовала. Мы рады, что наши пользователи в школьных библиотеках активно осваивают АИБС “МАРК–SQL”, причём не только осваивают, но и создают сводный электронный каталог, что, несомненно, является признаком высокого уровня развития библиотек и профессионализма. Ольга Константиновна сказала, что вам нужна наша консультация. Пишите, будем рады помочь”.
Рекомендательный список, подготовленный
|
Когда мы написали о нашей деятельности и о том, что испытываем трудности с размещением каталога в Интернете, получили следующий ответ.
Из письма А.К. Чебановой: “…нам, как разработчикам, разумеется, хочется, чтобы вы успешно закончили проект и сделали полноценный рабочий каталог. Мы обсуждали этот вопрос, и вот что было решено. Желая поддержать ваше начинание, с учётом исключительности ситуации, мы готовы пойти навстречу и предоставить бесплатно АИБС “МАРК–SQL Internet” для размещения вашего сводного каталога в Интернете. Если вас такой вариант устраивает, мы продумаем, каким образом это можно осуществить (на кого будет лицензия, как документально оформить передачу АИБС и т.д.). С вашей стороны, видимо, потребуется какое-то официальное письмо с просьбой передать АИБС”.
Письмо с нашей стороны было составлено и отправлено в начале августа. (Приложение 9.)
28 августа мы получили следующий ответ.
Из письма А.К. Чебановой: “Оригинал письма получили, рассмотрели, решение положительное. Мы подготовим для вас версию. С учётом того, что основные наши специалисты сейчас в отпусках, сделаем всё во второй половине сентября”.
3. Заключительный этап: 01.09.09 – 01.10.09
Подведение итогов
5 сентября 2009 года было проведено совещание библиотекарей школ – участниц проекта. На этом совещании мы подвели итоги нашей деятельности, которые заключаются в следующем:
• Создан сводный электронный каталог.
• Каталог рекламируется среди педагогов.
• Выпускаются буклеты и информационные листки с информацией о каталоге и об изданиях, представленных в нём.
• Расширился ассортимент изданий, доступных для получения необходимой информации.
• У педагогов появилась возможность находить и получать необходимую информацию, не выезжая за пределы своих населённых пунктов.
Срок реализации проекта истёк, но наша деятельность, связанная с электронным каталогом, продолжается. Пока готовится к отправке обещанная нам версия “МАРК–SQL Internet”, мы продолжаем:
• ввод библиографических записей периодики и литературы,
• занятия по обучению педагогов работе с электронным каталогом.
После получения версии мы обучаемся работе АИБС “МАРК–SQL Internet”.
К работе над формированием сводного электронного каталога привлекается библиотека информационно-методического центра Шушенского района.
В дальнейшем будем привлекать библиотеки других ОУ района.
В процессе нашей деятельности мы получали поддержку и высокую оценку нашей работы не только от коллективов наших школ и управления образования, но и от редакции газеты “Библиотека в школе” Издательского дома “Первое сентября” и разработчиков НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА”. Это ещё раз доказывает, что наш проект современный и своевременный. Эта работа востребована педагогами и администрациями школ всего района.
Директор школы _____________________________В.Ю.Киримов
Руководитель проекта _______________________Г.В.Топоева
|
Фото из архива автора