Галина Топоева
НАСТРОЕНИЕ ЗАДУМЧИВОЕ
Как-то так получалось у меня в библиотеке, что моя основная деятельность предназначалась для читателей – детей. И периодика, и литература, и разнообразные мероприятия – всё для учащихся. А учителя оказывались на втором плане. И в ответ на их запросы я часто говорила одно: “Этого в нашей библиотеке нет”.
Такое положение дел надо было менять. Но как это сделать? Педагогической литературы очень мало, периодики – ещё меньше, Интернет в силу технических обстоятельств в библиотеке не подключён…
Но помог, как это часто бывает, Его Величество Случай…
“Помоги мне в работе над проектом, – обратилась ко мне учительница нашей школы. – Есть в нашем крае благотворительный фонд, интересные условия для написания проектов. Для библиотек, кстати, тоже есть конкурс”. Так ко мне и попала информация о некоммерческой организации “Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)”. Я узнала, что это благотворительный частный фонд, учреждённый в 2004 году по инициативе бизнесмена М.Прохорова, который поддерживает проекты в сфере науки, образования и просвещения, спорта и здоровья, а также современного искусства.
И конкурс “Новая роль библиотек в образовании” своими условиями подходил именно для нас, школьных библиотекарей.
Своими мыслями о проекте я поделилась с коллегами, библиотекарями школ района: Ольгой Семёновной Игольниковой, Валентиной Михайловной Суслиной, Александрой Михайловной Ивановой, Марией Владимировной Дуниной.
Мысль о сводном электронном каталоге родилась не случайно. Несколько лет назад мы, школьные библиотекари района, обучались работе в системе АИБС “МАРK–SQL”. И каждый пытался создавать каталог – конечно, в силу технических возможностей своей библиотеки.
Коллеги поддержали меня, и работа над проектом началась.
НАСТРОЕНИЕ РАБОЧЕЕ
В коллективной деятельности есть много положительного. Один сказал, другой дополнил, третий исправил… Одна голова хорошо… Но бывало, что и спорили по поводу каждого слова. То, что нравилось одному, другим казалось неприемлемым. Подбирали разные варианты, учились находить компромиссы. Когда проект был готов, я посоветовалась с информатиком, имеющим достаточный, на мой взгляд, опыт работы в области информационных технологий. Он меня заверил, что с представлением каталога в Сети не будет никаких проблем. Я не стала больше ни с кем консультироваться, о чём потом очень сожалела. Но эти проблемы ещё были впереди. А пока работаем над проектом…
Смету составляли с учётом потребностей. В двух библиотеках не было доступа к Интернету. В одной из пяти библиотек не было совсем никакого компьютера. Кроме того, нам требовалась и копировальная техника, которая также имелась не у всех. Чтобы смета не выглядела голословной, мы обосновали наши потребности и подтвердили цены товарными чеками, взятыми из магазинов. Отправили наш проект в Фонд и стали ждать…
НАСТРОЕНИЕ ПОБЕДНОЕ И... ПЕЧАЛЬНОЕ
Приятна радость победы! Но после праздника начались будни: подписать договор и, самое главное, откорректировать смету в соответствии с изменившимися ценами. Первые неприятности начались сразу. Я не знала, что сумма больше ста тысяч у нас в районе тратится только после проведения тендера. Пока подготовили документы… Пока прошёл срок тендера, а это почти два месяца… Пока согласовали с Фондом изменившиеся цены… Всё это требовало больших затрат времени, а ещё больше сил и нервов. Сколько слёз было пролито. Мы не уложились в срок, то есть до 31 декабря 2008 года. Второй транш осваивали уже в начале следующего года. Опять котировка, изменения цен…
Из этого опыта я сделала один вывод: всё, что связано с деньгами, делается очень долго и тяжело. А может быть, это было только в нашем случае? Хочу выразить большую благодарность менеджеру Фонда Ольге Трофимовой за оказанную помощь, доброжелательность, терпение.
Но всё проходит. Прошла и эта тяжёлая процедура освоения денег. Подключили долгожданный Интернет, радует глаз новая техника. Пока я работала со сметой, мои коллеги не сидели сложа руки.
НАСТРОЕНИЕ “КАТАЛОЖНОЕ”
Ещё в самом начале мы обсудили свою работу над каталогом. Пока решили вводить только описания статей из периодических изданий для педагогов.
Уточнили единые требования к составу библиографических записей и поля для шаблонов. Для того чтобы расширить круг представляемой периодики, некоторые издания были распределены по библиотекам для росписи в каталог с расчётом на возможности всех участников проекта. Что получилось, видно из содержательного отчёта.
Мы планировали, что при завершении проекта, к сентябрю 2009 года, у нас должно быть не менее пяти тысяч введённых в каталог наименований. В марте, объединив свои базы, мы получили уже больше трёх тысяч. Но сразу же выявились и недостатки. Например, в ключевых словах у кого-то стоит заглавная, а у кого маленькая буква. В одних описаниях документов есть точки в конце предложений, а в других точек нет… Поэтому пришлось собираться и ещё раз оговаривать все правила введения описания в каталог и возможность редактирования своих баз.
Одновременно с работой над базами мы знакомили педагогов с электронным каталогом, учили поиску. Рекламировали каталог с помощью буклетов, выступлений на совещаниях в школьных методических центрах. Стали использовать электронную доставку документов.
НАСТРОЕНИЕ ПЕССИМИСТИЧЕСКОЕ
Дела наши постепенно налаживались, но оставалась самая большая проблема: как разместить свой каталог в Интернете? Информатики, которых мы пытались подключить к работе над нашим каталогом, с готовностью соглашались, а потом также быстро отказывались. В общем, дело почти не двигалось. Я ругала себя, что так легкомысленно отнеслась к этому на начальном этапе.
Говорят, что жизнь состоит из чёрных и белых полос. В нашем случае получилось именно так. Чёрная полоса сменилась белой, когда статья о нашем проекте, написанная методистом Р.Г.Черепановой, была отправлена в газету “Библиотека в школе”.
И звонок Тамары Николаевны Кардановской и Ольги Константиновны Громовой из Москвы воодушевил меня и придал сил. Благодаря помощи редакции мы начали сотрудничество с НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА”.
НАСТРОЕНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ, ПОСТОЯННОЕ
“ИНФОРМ-СИСТЕМА” предстала перед нами в лице Анастасии Кирилловны Чебановой, менеджера службы разработки программных средств. Мы рассказали ей о проекте, о своей проблеме. И вот оно, очень важное для нас решение: нам предоставляют версию АИБС “МАРК–SQL Internet” бесплатно. Об этом, честно говоря, мы даже и не смели мечтать!
Все необходимые документы подготовлены и отправлены. И сейчас мы с волнением ждём. Как у нас сложится работа с абсолютно новой для нас версией “МАРК–SQL”, получится ли всё, что мы задумали?
Закончился срок реализации нашего проекта. И я уже могу отметить положительные стороны. Во время подписной кампании мы учли возможности друг друга, и фонд каждой библиотеки вырос дополнительно, без денежных затрат, на двадцать педагогических журналов.
В сводной базе нашего каталога уже больше пяти тысяч наименований. С подключением Интернета у нас появилась возможность электронной доставки документов, что позволяет педагогам уже сейчас получать необходимые материалы в кратчайшие сроки, без каких-либо денежных и временных затрат.
А для меня самым главным было то, что мы поверили в себя, в свои возможности, в свои силы. За время работы над проектом мы очень сдружились, и наша совместная профессиональная деятельность уже переросла его рамки.
И ещё мы поняли, что “один в поле не воин”. Такое объединение библиотек – это требование времени.
Да, срок реализации нашего проекта – 1 сентября 2009 года. Но самое интересное только начинается!