Советы газеты “Первое сентября” из ежедневника учителя
В любой ситуации не стоит отнимать у ребёнка его тайну. Ему она всё равно нужнее, чем нам.
Иногда то, что увлекает нас, оставляет детей равнодушными. Не торопитесь объяснять это их ограниченностью.
Когда стоит вмешаться в отношения между детьми, а когда лучше отойти в сторону? Единого правила на все случаи жизни нет, это можно только почувствовать – и наверное, здесь скрыт один из самых важных педагогических талантов.
Нередко нам кажется, что ребёнок повторяет чужие мысли. Но не станем задевать его самолюбие и говорить с раздражением: кто тебя этому научил? Ведь эта фраза – последняя на пути к диалогу и первая на пути к ссоре.
Даже если вы рассержены, не называйте тех, кто провинился, по фамилии: всё-таки школа не армия.
Вопросы, которые мы задаём ученикам на уроке, – интересны ли они для детей? Подталкивают ли к размышлению или всего лишь проверяют память и внимание?
Постараемся видеть в детских рассказах не только сюжет, но и тот смысл, который ребёнок придаёт всему происходящему.
Наши решительные исправления ошибок в тетради, восклицательные и вопросительные знаки порой могут уязвить ребёнка сильнее, чем резкие слова.
У него семь пятниц на неделе. Он ничего не доводит до конца. Но для ребёнка важнее перевоплощение – в художника, писателя, конструктора. И может быть, внутри себя он всего достиг, даже если бросил дело на полпути.
Все ученики в школе постепенно восходят по лестнице знаний. Одни это делают быстрее, другие медленнее, но сделайте всё возможное, чтобы ни один из них не сорвался.
Жизнь даёт главные уроки, о которых ты не должен забывать, когда входишь в класс, чтобы дать урок своим ученикам.
Не бойтесь идти на компромисс с собственным ребёнком – он и так живёт в достаточно бескомпромиссном мире. Воспитывайте в ребёнке культуру осмысленного соглашения. Это не конформизм, а умение понять чужую точку зрения.
В каждом классе есть любовные парочки, есть счастливая и несчастная любовь. Вот чего вы не должны видеть, не должны замечать – словно ничего этого и нет. Но втайне знайте, что вы входите в класс, где цветёт любовь.
Если вы пришли на урок к коллеге, помните о главном смысле вашего посещения: подбодрить и похвалить. Душа учительская умирает без похвалы.
Что мы рассказываем детям о своём детстве, а о чём умалчиваем? Может, в этом вопросе и скрыт ключ к нашему взаимопониманию?
Мы стараемся оберегать ребёнка от всего, что нам кажется опасным. Но будем помнить, что он обретает уверенность в себе, лишь проходя через испытания. Примем это как неизбежное. Будем поддерживать его и оберегать.
Подготовила Людмила Сухова